8 класс. 3 урок (учителю)
8 класс. Раздел I. Вечные темы музыкального искусства
3 урок "Диалог культур Запада и Востока"
Содержание урока. Тематические линии урока

Диалог цивилизаций и культур -это процесс, когда цивилизации «говорят»  и «слушают» друг друга. Национальное своеобразие, уникальное, имеющееся в каждой культуре и вызывающее интерес у ближних и дальних соседей и является объективной основой взаимодействия, взаимообмена, взаимовлияния и образования новых элементов культуры (аккультурация). Новые ценности способствуют обогащению любой национальной культуры.
    Россия с конца XVII в. начала широко использовать западноевропейский материальный и духовный потенциал в целях собственной модернизации и европеизации, органически включая элементы чужих культур в свою собственную, «русифицируя» их. Включенные в родную культуру элементы неродной  часто становятся своими, привычными, а их иностранное происхождение постепенно забывается. 
    Общение народов имеет длительную историю, уходящую своими корнями в глубокую древность. Жизнь коллективов первобытных охотников была связана с кочевками, которые приводили к их взаимным встречам и контактам. Уже в то время отдельные предметы материальной и духовной культуры, переходя из рук в руки, оказывались в тысячах километров от места их производства. В
 мифологии и культуре появились т. н. бродячие сюжеты, вольные переводы  произведений, в которых оставалась лишь общая сюжетная канва. Важными трансляторами культуры были бродячие проповедники, монахи, которые переносили на большие расстояния религиозные идеи и учения. В течение многих веков по Старому Свету ходили ювелиры, строители, архитекторы, поэты, певцы, музыканты, циркачи, мудрецы и просто грамотные люди, которые переносили свои и создавали и исполняли художественные произведения.
   Одна из самых страшных угроз, которая существует перед человечеством, - это движение к какому-то унифицированному, стандартизированному человечеству, или даже обезличиванию человека.
   Искусство - грандиозная память нравственного, эмоционального опыта человечества, где ветви отдельных национальных традиций переплетаются между собой, рождая новые идеи и образы, помогая изобретать новые элементы музыкального языка, и закладывая основу для новых направлений и форм в искусстве.
   Одна из закономерностей развития культуры - ее биполярность, наличие во многом различных культурных полюсов, которые одновременно и противостоят друг другу и взаимодополняются. С этим связано также возникновение и существование Востока и Запада. Это вечное противопоставление, попытка представить социально-экономическое и культурное развитие этих регионов мира совершенно противоположными благодаря наличию в них существенных различий в политическом устройстве, ценностных ориентациях и религиозных взглядов.
    Тема взаимодействия Запада и Востока в отечественной музыке, ярко претворённая М. Глинкой, а также представителями «Могучей кучки», находит своё продолжение в творчестве современных композиторов. Удивительный мир Востока с его древней философией, богатыми культурными традициями является неиссякаемым источником всё новых сюжетов, форм, музыкальных решений, современных стилей.

М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила". Лучше, чем великие русские композиторы восточные мотивы и арабески в мировой классической симфонической музыке не представил никто. Западноевропейские композиторы, начиная с Моцарта, создавали мотивы, опираясь на свои представления о "восточной музыке", может быть и красивые представления, но действительности мало соответствующие. Начало положил Михаил Иванович Глинка, используя восточные гармонии в опере "Руслан и Людмила". В четвёртом действии представлены восточные номера во дворце Черномора "Арабский танец" (Средняя Азия) и  "Лезгинка"- (Кавказ). 

А.П.Бородин. Симфоническая сюита "В степях Средней Азии" . Композитор дал следующее описание в примечании к партитуре: "В тишине, в однообразных степях Средней Азии доносится незнакомый звук мирной русской песни. Издалека мы слышим приближение лошадей и верблюдов, причудливые и меланхоличные ноты восточной мелодии. Подходит караван в сопровождении русских солдат и благополучно продолжает свой путь через огромную пустыню. Он медленно исчезает. Ноты русской и азиатской мелодий сливаются в общую гармонию, которая затихает, когда караван исчезает вдали".

Н.А. Римскоий-Корсаков. Симфоническая сюита «Шахеразада» - вершина воплощения востока. За основу Николай Андреевич взял сюжет арабской сказки «Тысяча и одна ночь», она представляет собой программное произведение. Б.В. Астафьев назвал ее одной из ярчайших страниц русской музыки о Востоке, самой выдающейся оркестровой восточной партитурой XIX века.

Цзо Чжэньгуань. Балет - «Девушка и Дракон». Творчество композитора Цзо Чжень-Гуаня - достояние китайской и российской музыкальных культур. Балет поставлен по мотивам старинной легенды китайской провинции Юньнань, повествующей об истории любви земной девушки Авей и Принца – сына подводного царя. Светлые возвышенные чувства влюблённых наталкиваются на сопротивление высших сил: приход Принца в земной мир влечёт несчастье. Пламя пожара окутывает всё вокруг – лишь сильный дождь может становить стихию. Принося себя в жертву, Принц погибает, бросившись в воды озера. Долгожданный дождь, пролившийся на землю, превращает Авей в горную речку, устремлённую к озеру.

П.И.Чайковский. Балет "Щелкунчик". Арабский танец "Кофе"- таинственная, чарующая музыка в восточном стиле. Музыка неторопливая, медленная, с однообразным аккомпанементом, словно дышит зноем арабских пустынь. 
Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором.
Анализировать стилевое многообразие музыки, разбор выразительных свойств прослушанных произведений. 
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык произведений, которые воспроизводят культурные традицит Запада и Востока.
Наблюдать претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава).

Сравнение выразительных свойств классических и современных произведений.

Дискуссия на тему: "Национальные традиции в музыке"
Разучивание, исполнение песен.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила"
Арабский танец 
М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила"
Лезгинка
А.П.Бородин.Симфоническая сюита
"В степях Средней Азии"
Римский-Корсаков 
"Шехеразада"
Цзо Чжэньгуань
Балет - «Девушка и Дракон»
П.И.Чайковский. Балет "Щелкунчик"
ІІд. Арабский танец "Кофе"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Алексей Рыбников, сл.Рабиндранат Тагор
"Последняя поэма"
Муз. А.Рыбников, сл.Рабиндранат Тагор
"Последняя поэма"
Муз. А.Рыбников, сл.Рабиндранат Тагор
"Последняя поэма" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.