8 класс. 10 урок "Театральные жанры"
Содержание урока. Тематические линии урока

Театральные жанры — это различные по форме и содержанию виды сценического исполнения. Опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера и др.

В опере сюжет и драматургия постановки раскрываются с помощью вокальных партий артистов в сопровождении симфонического оркестра. В основе сюжетной линии, как правило, лежит художественное произведение, чаще драматичное. Музыка не просто сопровождает сценическое действие, а является его основой.
Диалогов в привычном смысле в опере почти нет, даже разговорные сцены обычно распеты (речитативами).

Содержание балетного спектакля воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца являются классический танец и характерный танец, к которому начиная с XIX века относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.


В 1756 года императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, в состав которого вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.
В XIX веке активно развивались опера и балет, Россия стала мировой столицей этих жанров. Открывались Мариинский театр (1860) в Петербурге и Большой театр (1825) в Москве. Михаил Глинка писал первые великие русские оперы — «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В балете блистали Мариус Петипа и Пётр Чайковский, создавая шедевры «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Михаил Глинка — русский композитор, основоположник русской национальной оперы. Автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Первая опера была написана в 1834 году и посвящена истории крестьянина Ивана Сусанина, который завёл польско-литовский отряд в лес и тем самым спас царя от гибели. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора.
Вторая опера была завершена в 1842 году и посвящена сюжету поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Премьера провалилась: во время пятого акта ложе покинула императорская семья.
Создавая эти оперы, Глинка отошёл от традиций европейской школы и использовал новаторские приёмы. Он придумал, как симфонический оркестр может имитировать звучание гуслей, стук вилок и ложек, иначе использовал привычные гаммы.
М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила". Лучше, чем великие русские композиторы восточные мотивы и арабески в мировой классической симфонической музыке не представил никто. Западноевропейские композиторы, начиная с Моцарта, создавали мотивы, опираясь на свои представления о "восточной музыке", может быть и красивые представления, но действительности мало соответствующие. Начало положил Михаил Иванович Глинка, используя восточные гармонии в опере "Руслан и Людмила". 

Н.А. Римскоий-Корсаков. Симфоническая сюита «Шахеразада» - вершина воплощения востока. За основу Николай Андреевич взял сюжет арабской сказки «Тысяча и одна ночь», она представляет собой программное произведение. Б.В. Астафьев назвал ее одной из ярчайших страниц русской музыки о Востоке, самой выдающейся оркестровой восточной партитурой XIX века.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с отдельными номерами из известных опер;
- разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений;
- музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей;
- различение, определение на слух: тембров голосов оперных певцов;
- оркестровых групп, тембров инструментов;
- типа номера (соло, дуэт, хор);

вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального);
- предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера);
- последующее составление рецензии
на спектакль
Виды  и  формы  деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
М.И. Глинка. Опера "Иван Сусанин"
Эпилог. Хор Славься
М.И. Глинка.
Опера "Руслан и Людмила"
Римский-Корсаков 
Балет "Шехеразада"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Слова и музыка Олега Газманова
"Вперед, Россия!"
Муз. В.Лебедев, сл.Ю. Ряшенцев к-ф "Гардемарины вперёд","Как жизнь без весны"
Муз. В.Лебедев, сл.Ю. Ряшенцев к-ф "Гардемарины вперёд","Как жизнь без весны" 
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.