Содержание урока. Тематические линии урока
Диалог цивилизаций и культур -это процесс, когда цивилизации «говорят» и «слушают» друг друга. Национальное своеобразие, уникальное, имеющееся в каждой культуре и вызывающее интерес у ближних и дальних соседей и является объективной основой взаимодействия, взаимообмена, взаимовлияния и образования новых элементов культуры (аккультурация). Новые ценности способствуют обогащению любой национальной культуры.
Россия с конца XVII в. начала широко использовать западноевропейский материальный и духовный потенциал в целях собственной модернизации и европеизации, органически включая элементы чужих культур в свою собственную, «русифицируя» их. Включенные в родную культуру элементы неродной часто становятся своими, привычными, а их иностранное происхождение постепенно забывается.
Общение народов имеет длительную историю, уходящую своими корнями в глубокую древность. Жизнь коллективов первобытных охотников была связана с кочевками, которые приводили к их взаимным встречам и контактам. Уже в то время отдельные предметы материальной и духовной культуры, переходя из рук в руки, оказывались в тысячах километров от места их производства. В мифологии и культуре появились т. н. бродячие сюжеты, вольные переводы произведений, в которых оставалась лишь общая сюжетная канва. Важными трансляторами культуры были бродячие проповедники, монахи, которые переносили на большие расстояния религиозные идеи и учения. В течение многих веков по Старому Свету ходили ювелиры, строители, архитекторы, поэты, певцы, музыканты, циркачи, мудрецы и просто грамотные люди, которые переносили свои и создавали и исполняли художественные произведения.
Одна из самых страшных угроз, которая существует перед человечеством, - это движение к какому-то унифицированному, стандартизированному человечеству, или даже обезличиванию человека.
Искусство - грандиозная память нравственного, эмоционального опыта человечества, где ветви отдельных национальных традиций переплетаются между собой, рождая новые идеи и образы, помогая изобретать новые элементы музыкального языка, и закладывая основу для новых направлений и форм в искусстве.
Одна из закономерностей развития культуры - ее биполярность, наличие во многом различных культурных полюсов, которые одновременно и противостоят друг другу и взаимодополняются. С этим связано также возникновение и существование Востока и Запада. Это вечное противопоставление, попытка представить социально-экономическое и культурное развитие этих регионов мира совершенно противоположными благодаря наличию в них существенных различий в политическом устройстве, ценностных ориентациях и религиозных взглядов.
Тема взаимодействия Запада и Востока в отечественной музыке, ярко претворённая М. Глинкой, а также представителями «Могучей кучки», находит своё продолжение в творчестве современных композиторов. Удивительный мир Востока с его древней философией, богатыми культурными традициями является неиссякаемым источником всё новых сюжетов, форм, музыкальных решений, современных стилей.
М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила". Лучше, чем великие русские композиторы восточные мотивы и арабески в мировой классической симфонической музыке не представил никто. Западноевропейские композиторы, начиная с Моцарта, создавали мотивы, опираясь на свои представления о "восточной музыке", может быть и красивые представления, но действительности мало соответствующие. Начало положил Михаил Иванович Глинка, используя восточные гармонии в опере "Руслан и Людмила". В четвёртом действии представлены восточные номера во дворце Черномора "Арабский танец" (Средняя Азия) и "Лезгинка"- (Кавказ).
А.П.Бородин. Симфоническая сюита "В степях Средней Азии" . Композитор дал следующее описание в примечании к партитуре: "В тишине, в однообразных степях Средней Азии доносится незнакомый звук мирной русской песни. Издалека мы слышим приближение лошадей и верблюдов, причудливые и меланхоличные ноты восточной мелодии. Подходит караван в сопровождении русских солдат и благополучно продолжает свой путь через огромную пустыню. Он медленно исчезает. Ноты русской и азиатской мелодий сливаются в общую гармонию, которая затихает, когда караван исчезает вдали".
Н.А. Римскоий-Корсаков. Симфоническая сюита «Шахеразада» - вершина воплощения востока. За основу Николай Андреевич взял сюжет арабской сказки «Тысяча и одна ночь», она представляет собой программное произведение. Б.В. Астафьев назвал ее одной из ярчайших страниц русской музыки о Востоке, самой выдающейся оркестровой восточной партитурой XIX века.
Цзо Чжэньгуань. Балет - «Девушка и Дракон». Творчество композитора Цзо Чжень-Гуаня - достояние китайской и российской музыкальных культур. Балет поставлен по мотивам старинной легенды китайской провинции Юньнань, повествующей об истории любви земной девушки Авей и Принца – сына подводного царя. Светлые возвышенные чувства влюблённых наталкиваются на сопротивление высших сил: приход Принца в земной мир влечёт несчастье. Пламя пожара окутывает всё вокруг – лишь сильный дождь может становить стихию. Принося себя в жертву, Принц погибает, бросившись в воды озера. Долгожданный дождь, пролившийся на землю, превращает Авей в горную речку, устремлённую к озеру.
П.И.Чайковский. Балет "Щелкунчик". Арабский танец "Кофе"- таинственная, чарующая музыка в восточном стиле. Музыка неторопливая, медленная, с однообразным аккомпанементом, словно дышит зноем арабских пустынь.