Содержание урока. Тематические линии урока
«Универсальный язык человечества» – так называл ее американский поэт Генри Лонгфелло, а Ницше говорил, что «без нее жизнь была бы ошибкой». Музыка существует на планете столько же, сколько и люди. Вместе с людьми музыка развивалась и совершенствовалась, каждую историческую эпоху ярко характеризует то или иное музыкальное направление. Творчество музыкантов и композиторов испокон веков служило источником вдохновения для писателей, художников и других «слуг музы».
Музыкальные новинки всегда становились предметом горячих обсуждений в обществе, а певцы, инструменталисты и композиторы всегда вращались среди элиты. Конечно, далеко не всегда новая музыка сразу находила отклик в сердцах слушателей. Немало талантливых композиторов, чьи имена сегодня знает наизусть каждый школьник, в свое время оказались невостребованными. Современники не поняли и не приняли их творения, и лишь потомки смогли оценить их по достоинству и объявили гениальными. Кому-то повезло чуть больше, и их неординарное звучание пришлось аудитории по вкусу, ознаменовав собой появление нового жанра.
Говоря о новаторах в музыке, нельзя обойти вниманием представителей венской классической школы, одного из самых весомых и значимых фигур в музыке эпохи классицизма – Франца Йозеф Гайдн. История запомнила его как новатора и изобретателя необычных форм. Гайдн был основоположником таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, его даже прозвали «отцом симфонии». Также Гайдн оказал значительное влияние на такой жанр, как сонаты для клавира. В своем творчестве Гайдн одним из первых перешел от полифонической фактуры к гомофонно-гармонической. О том, что музыка Гайдна опередила свое время, говорит и тот факт, что одна из созданных им мелодий впоследствии легла в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
В 20 в. активно развиватлось течение авангард, который произвел настоящую революцию - освобождение звука из плена традиции. Художник Николай Кульбин сказал: «Музыка природы: свет, гром, шум ветра, плеск воды, пение птиц – свободная музыка, как и соловей, не ограничен тонами и полутонами. Он пользуется и четвертями тонов, и осьмыми, и музыкой со свободным выбором звуков».
Одним из первых выходит за рамки традиционной тональности представитель музыкального символизма Александр Скрябин. Если раньше для композитора считалось непозволительным нарушать правила классической гармонии, то Скрябин решился ими пренебречь. В его знаменитой симфонической поэме «Прометей» центральным элементом является шестизвучный аккорд, из которого рождается и мелодика, и гармоническое развитие.
Скрябин был первым композитором, который использовал светомузыку. По его задумке, музыку в поэме «Прометей» стоит рассматривать в единстве с цветовым спектром. С этой целью он включил в партитуру партию световой клавиатуры. Это была одна из первых попыток воплощения синтеза искусств в таком жанре, как инструментальная музыка.
"The Show Must Go On" группа Queen. Эта легендарная четверка – несомненные новаторы как в звучании, так и в производстве музыкальных видео. впервые Именно Queen первыми применили оригинальные спецэффекты и испытали новые приемы монтажа. Да и самый первый клип в истории сняли именно для этой группы. Случилось это так: однажды музыканты не успели на запись телепрограммы, где планировали снимать по одному выступлению избранных коллективов. Режиссер программы Брюс Говерс согласился сделать для музыкантов небольшой видеоролик. Он и стал первым в мире музыкальным клипом.