8 класс. Урое 5. Тема "Русский балет" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Русский балет — искусство, которое объединило традиции европейского балета и уникальные черты российской культуры.

Искусство русского балета  прошло долгий путь развития, начиная от первых влияний французской хореографии до становления собственной школы.
Конец XVII века — Пётр I, вдохновлённый европейскими традициями, привёз в Россию первые балетные труппы. Первые балетные постановки были частью придворных развлечений. 1738 год — в Санкт-Петербурге основана Императорская театральная школа, ныне известная как Академия русского балета имени А.Я.Вагановой. Это стало отправной точкой для профессионального развития балета в России. XIX век — эпоха расцвета русского балета. Благодаря таким хореографам, как Шарль Дидло и Мариус Петипа, русский балет стал синонимом технического совершенства и драматической выразительности.
Начало XX века — русский балет вышел на международную сцену благодаря организации «Русских сезонов» в Париже Сергеем Дягилевым.
В России в XIX веке в балетной технике стали использовать пуанты, именно вэта техника получила особое развитие и стала неотъемлемой частью балетных постановок. Система обучения, разработанная Агриппиной Вагановой, её  методика, признанная одной из самых эффективных в мире, продолжает служить основой подготовки балетных артистов по всему миру.

Сергей Прокофьев написал музыку к семи балетам. Балеты композитора — яркие, драматичные и новаторские произведения, которые переосмыслили традиции классического танца:
«Ромео и Джульетта» (1935). Один из величайших балетов XX века. Прокофьев создал музыку, которая идеально передаёт шекспировские страсти — от нежной лирики любовных сцен до жестокости дуэлей.
«Золушка» (1945). Написанный в годы войны, этот балет сочетает сказочное очарование с глубокой психологичностью. Музыка Прокофьева передаёт и волшебство, и драматизм судьбы Золушки, а партитура отличается изысканной оркестровкой.
«Сказ о каменном цветке» (1948). Последний завершённый балет Прокофьева, основанный на уральских сказах Бажова. В музыке сочетаются народные мотивы и симфонический размах, создавая атмосферу таинственности и красоты.
«Блудный сын» (1928). За рубежом известностью пользуется одноактный балет, в немалой степени благодаря хореографии Джорджа Баланчина.
«На Днепре» (1930). Лирическая новелла.
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1920). Первое произведение молодого автора, увидевшее свет рампы.

Мировая литература знает немало красивых, но трагических историй любви. Из этого множества заметно выделяется одна, которую называют самой печальной на свете – история двух веронских возлюбленных Ромео и Джульетты. Вечные вопросы жизни и смерти, любви и ненависти, стремление людей к правде, добру, красоте поднимаются в произведениях исскуства. в частности в пьесе «Ромео и Джульетта» великого английского драматурга У. Шекспира. Основная тема шекспировской трагедии — столкновение благородной личности с миром зла и несправедливости. 

С.Прокофьев. Балет  «Ромео и Джульетта» — это не просто балет, это целая история, полная неожиданных поворотов, творческих поисков и триумфальной победы над непониманием. Произведение продолжает волновать сердца зрителей по всему миру, напоминая нам о вечной силе любви и трагедии, воплощённых в танце и музыке.
Одной из самых ярких музыкальных интерпретаций этой истории за все время ее существования является балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Композитору удалось удивительным образом «перенести» в балетную партитуру всю сложную ткань шекспировского повествования.
Глубокая и чувственная музыка, которая очень тонко следует за сюжетом, не оставит равнодушным никого, заставив сопереживать главным героям и разделить с ними всю радость любви и страдание. Неслучайно именно это произведение на сегодняшний день является одним из самых известных и успешных.
Сюжет спектакля разворачивается в средневековой Италии. Между двумя именитыми веронскими семьями Монтекки и Капулетти вот уже много лет длится вражда. Но перед истинной любовью нет никаких границ: двое юных созданий из враждующих семей влюбляются друг в друга. И ничто не может им помешать: ни смерть друга Ромео Меркуцио, павшего от руки двоюродного брата Джульетты Тибальда, ни последующая месть Ромео убийце друга, ни предстоящая свадьба Джульетты с Парисом.
Пытаясь избежать ненавистного замужества, Джульетта обращается за помощью к патеру Лоренцо, и мудрый священник предлагает ей хитрый план: девушка выпьет снадобье и погрузится в глубокий сон, который окружающие примут за смерть. Знать правду будет только Ромео, он придет за ней в склеп и тайно увезет подальше от родного города. Но злой рок витает над этой парой: Ромео, услышав о смерти любимой и так и не узнав правды, выпивает яд возле ее гроба, а проснувшаяся от зелья Джульетта, увидев бездыханное тело возлюбленного, убивает себя его кинжалом.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с шедеврами русской балетной музыки;
- поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом;
- посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля
в целом;

вариативно:
- исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров;
- съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты)
Виды  и формы  деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Сергей Прокофьев "Ромео и Джульетта".
"Танец рыцарей"
Сергей Прокофьев
"Ромео и Джульетта" Балет
Сцены из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта". Танцуют Плисецкая и Фадеечев 
Музыкальный   материал   для   исполнения
Слова и музыка Сергея Трофимова
"Родина"
Слова и музыка Сергея Трофимова
"Родина" (караоке)
Муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.
«Эх, дороги, пыль да туман...» 
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.