Содержание урока. Тематические линии урока
Циклические формы в музыке — это музыкальные формы, состоящие из нескольких самостоятельных по строению частей, но связанных единством замысла. Эти части различны в образном содержании, контрастируют по тематизму, темпу, форме, но объединены общим художественным замыслом. На протяжении всего произведения части, как правило, не повторяются, но между ними могут быть интонационные и тональные связи.
Цикл «прелюдия-фуга» — двухчастный цикл, прелюдия импровизационного вступления к фуге.
Й.С.Бах «Хорошо темперированный клавир» справедливо считается своеобразной энциклопедией баховских образов. «Хорошо темперированный клавир» раскрывает большой и сложный внутренний мир человека, его художественно-поэтические представления, богатейшую область человеческих чувств. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное, самостоятельное произведение, объединенное общей тональностью, охватывают весь круг тональностей мажорного и минорного ладов.
Й.С.Бах. Прелюдия до мажор воспринимается как картина Благовещения. Равномерные фигурации прелюдии — как шелест ангельских крыльев. Кроме этого, сам нотный текст прелюдии записан для трех голосов — вот у нас и символ Святой Троицы. Третий, верхний голос состоит снова из трех звуков. Бах, как и многие композиторы барокко, любит использовать цифровую символику. Фуга — само событие, его суть. Так, в до-мажорной прелюдии мы слышим шелест ангельских крыльев, а в фуге — саму Благую весть. Тема фуги до мажор есть отсылка к теме кантаты «Возлюби всем сердцем Господа», где говорится о Благовещении — евангельском событии, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть, что она родит Спасителя. Получается, что фуга до мажор не абстрактная музыка, а музыка Благовещения!
Й.С.Бах. до-минорная прелюдия, Бах изображает укрощение бури на море Галилейском, когда Христос уснул, переправляясь с учениками на другой берег. Разыгрался шторм, лодка начала тонуть. Проснувшийся Иисус запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
Закрываешь глаза — и прямо видишь эти бушующие волны. Музыкальный рисунок повторяет живописные изображения волн во время бури — Бах сам ведь на море никогда не бывал и бурь не видал. В конце прелюдии есть яркий момент, когда буря вдруг действительно останавливается — и минорная прелюдия заканчивается мажором! Про завершение минорных произведений мажорным аккордом — особая история. Для Баха в этом тоже заключался глубокий смысл. Мажор как символ Царствия Небесного и жизни вечной даже после самого непроглядного и скорбного минора.
Альфред Шнитке «Сюита в старинном стиле» — циклическое произведение, оригинале написано для скрипки и фортепиано, но существуют и другие версии — для виолы д’амур, клавесина и ударных, альта и камерного оркестра, флейты и фортепиано. Шнитке задумал создать серию инструментальных пьес для педагогических целей. В названии произведения Шнитке сделал добавление — «в старинном стиле», чтобы подчеркнуть, что сочинение — стилизация под творения композиторов прошлых эпох. Сюита включает пять частей, каждая из которых имеет своё название:
«Пастораль»;
«Балет»;
«Менуэт»;
«Фуга»;
«Пантомима».
Содержание некоторых пьес направлено на раскрытие психологических состояний героев, их характеров и настроений («Пастораль», «Менуэт»). В других миниатюрах на первый план выступает действенный момент («Балет», «Фуга», «Пантомима»), где подразумеваемые инструменты-персонажи спорят друг с другом, соревнуются, конфликтуют.
Каждая часть сюиты содержит аллюзии на музыку XVII–XVIII веков, в том числе на музыку Баха, Генделя, Рамо, Вивальди, Перголези и других композиторов той
Шнитке не просто цитирует эти произведения, а создаёт свои интерпретации этих идей в контексте современной музыки.