Содержание урока. Тематические линии урока
Симфоническая музыка — это музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Она охватывает как большие многочастные произведения, наполненные сложным идейно-эмоциональным содержанием, так и небольшие музыкальные пьесы.
Симфония - это большое многочастное музыкальное произведение для оркестра. один из самых сложных жанров музыкального искусства. Слово «симфония» меняло свое значение, приобретало разные характеристики в разные эпохи. В античные времена симфонией называли гармоничное, приятное слуху, сочетание музыкальных звуков. В Древней Греции симфонией считалось совместное пение в унисон, а в Древнем Риме симфонией называли оркестр. В Средние века вся светская музыка носила имя «симфония».
Жанры симфонической музыки:
Симфония — крупное оркестровое произведение, состоящее из четырёх частей, каждая из которых имеет свою тематику и характер.
Концерт — как правило, включает сольную инструментальную партию в сопровождении оркестра. Может быть написан для различных инструментов, таких как фортепиано, скрипка или труба.
Симфоническая поэма — одночастное произведение, которое иллюстрирует какую-либо идею, сюжет или образ.
Оркестровая сюита — набор отдельных частей, объединённых общей темой или настроением.
Искусство и его творения направлены на художественное постижение, освоение и воссоздание окружающей действительности в художественно-образных формах, преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Так реализуется и накапливается исторический культурный опыт человечества, формируются эстетические потребности в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.
Ценностный смысл музыки заключается в ее способности не просто выражать те или иные эмоциональные состояния и оттенки чувства такие как радость или печаль, упоение счастьем или безысходное отчаяние, но ставить и разрешать кардинальные проблемы бытия - цель и смысл жизни, смерть и бессмертие, человечность и зло, страдание и борьба.
Франц Йозеф Гайдн - новатор и изобретатель необычных форм, основоположник таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, его даже прозвали «отцом симфонии». В своем творчестве Гайдн одним из первых перешел от полифонической фактуры к гомофонно-гармонической. О том, что музыка Гайдна опередила свое время, говорит и тот факт, что одна из созданных им мелодий впоследствии легла в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Людвиг ван Бетховен создал девять симфоний. Композитор писал симфонии почти четверть столетия (1800–1824). Симфонии Бетховена помечены только номерами. Лишь две из них носят самостоятельные названия: №3 — «Героическая»; №6 — «Пасторальная». О Героической симфонии Р. Роллан напишет: «речь идет о музыкальном Аустерлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее требовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию…». Вечные образы - силу человеческого духа, творческую мощь, неизбежность смерти и всепобеждающее опьянение жизнью – Бетховен соединил воедино в Героической симфонии и из этого сотворил поэму обо всем великом, что может быть присуще человеку...
Пятая симфония Бетховена, называют "Патетической!, а русский музыкальный критик Серов следующим образом охарактеризовал логику становления и развития ее образов: «Чрез мрак к свету, тяжелая борьба с судьбой и победа в результате». Девятая симфония (ре минор, Op. 125) — последняя завершённая симфония Бетховена. Включает часть Ode an die Freude («Оды к радости») поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистом и хором в последней части. Это первый образец, когда композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. Таким образом, вбирая в себя и укрупняя человеческие представления о красоте, формируя эстетические идеалы, искусство вбирает в себя накопленную в веках мудрость, которая через мировоззрение творца органически входит в искусство.
Симфония №41 («Юпитер») — закончена Моцартом 10 августа 1788 года, имеет масштабный, горделиво-величественный, оптимистический характер. Это произведение написано в тональности до мажор, известно под заглавием «Юпитер», хотя сам автор ему такого названия не давал.
Первая часть — решительный героический характер, открывается величественной и энергичной темой. Противопоставление тем в первой части: мужественная, волевая главная тема, исполняемая всем составом оркестра, сменяется грациозной мелодией скрипок (побочная партия).
Вторая часть (Анданте) — благородные лирические настроения, спокойная и лирическая мелодия.
Третья часть (Менуэт) — сочетает героику и лирику: изящный менуэт, сопровождаемый контрастной частью трио, напевная тема с томными хроматическими ходами и прозрачной оркестровой тканью в развитии приходит к громогласному tutti с фанфарными интонациями.
Финал — грандиозный, жизнерадостный и стремительный. Развитие тем в финале с интонациями героики, сближают её образный строй с симфониями Л.В. Бетховена.