8 класс. Урок 15. Тема. "Симфония: прошлое и настоящее"
Содержание урока. Тематические линии урока

Искусство и его творения направлены на художественное постижение, освоение и воссоздание окружающей действительности в художественно-образных формах, преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Так реализуется и накапливается исторический культурный опыт человечества, формируются эстетические потребности в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.
   Произведениями искусства вырабатываются эстетические и духовные ценности, как представления о должном, о совершенстве, о прекрасном и возвышенном, трагическом и комическом, т.е. - мировоззренческих, нравственных, эстетических, художественных ценностях. Искусство вторгается в жизненную проблематику и ставит перед обществом кардинальные вопросы и проблемы бытия. Произведения искусства не только несут в мир образное отражения действительности, но имеют способность предвидения, даже предвосхищают события, рисуют будущую реальность вечно развивающейся жизни, увлекают своими образами, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияют на человека, меняя жизненные установки, формируя особый мир чувств и убеждении.
    Ценностный смысл музыки заключается в ее способности не просто выражать те или иные эмоциональные состояния и оттенки чувства такие как радость или печаль, упоение счастьем или безысходное отчаяние, но ставить и разрешать кардинальные проблемы бытия - цель и смысл жизни, смерть и бессмертие, человечность и зло, страдание и борьба.

Симфония - это большое многочастное музыкальное произведение для оркестра. один из самых сложных жанров музыкального искусства. Слово «симфония» меняло свое значение, приобретало разные характеристики в разные эпохи. В античные времена симфонией называли гармоничное, приятное слуху, сочетание музыкальных звуков. В Древней Греции симфонией считалось совместное пение в унисон, а в Древнем Риме симфонией называли оркестр. В Средние века вся светская музыка носила имя «симфония».

Франц Йозеф Гайдн -  новатор и изобретатель необычных форм,  основоположник таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, его даже прозвали «отцом симфонии». В своем творчестве Гайдн одним из первых перешел от полифонической фактуры к гомофонно-гармонической. О том, что музыка Гайдна опередила свое время, говорит и тот факт, что одна из созданных им мелодий впоследствии легла в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Людвиг ван Бетховен создал девять симфоний. Композитор писал симфонии почти четверть столетия (1800–1824). Симфонии Бетховена помечены только номерами. Лишь две из них носят самостоятельные названия: №3 — «Героическая»; №6 — «Пасторальная». О Героической симфонии Р. Роллан напишет: «речь идет о музыкальном Аустерлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее требовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию…». Вечные образы - силу человеческого духа, творческую мощь, неизбежность смерти и всепобеждающее опьянение жизнью – Бетховен соединил воедино в Героической симфонии и из этого сотворил поэму обо всем великом, что может быть присуще человеку...
Пятая симфония Бетховена, называют "Патетической!, а русский музыкальный критик Серов следующим образом охарактеризовал логику становления и развития ее образов: «Чрез мрак к свету, тяжелая борьба с судьбой и победа в результате». Девятая симфония (ре минор, Op. 125) — последняя завершённая симфония Бетховена. Включает часть Ode an die Freude («Оды к радости») поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистом и хором в последней части. Это первый образец, когда композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами.  Таким образом, вбирая в себя и укрупняя человеческие представления о красоте, формируя эстетические идеалы, искусство вбирает в себя накопленную в веках мудрость, которая через мировоззрение творца органически входит в искусство.

Величайшим новатором в симфоническом жанре стал австрийский композитор Франц Шуберт, которого можно назвать одним из основоположников музыкального романтизма, родившийся почти сразу после Французской революции, он впитал новые идеи изменившегося общества и нашел новые пути воплощения этих идей. Шуберт – автор множества песен, и такой же напевностью пронизаны его симфонические темы. Их можно назвать песенными симфониями. Своего рода, обобщением песенного творчества Шуберта, стала его «Неоконченная» симфония № 8. Судьба человека, его размышление о любви и смерти, стремление к идеалу. Лирическая, восьмая симфония Шуберта, словно, подхватывает эстафету поколений героического пафоса Бетховена. Она продолжает и дополняет его темами, важными для всего человечества.

В жанре симфонии решает жизненно важные вопросы своей эпохи великий русский композитор П. И. Чайковский. Его перу принадлежит 6 симфоний. И каждая удивляет глубиной и разнообразием образов. В них есть и русские пейзажи, и зарисовки народного быта, светлые лирические мечты и философские размышления. Трагические роковые вопросы бытия воплотились в Симфонии № 5 Чайковского. Написанная в форме сонатного аллегро, 1 ч. этой симфонии открывается сумрачным зловещим вступлением. Скорбная покорность звучит в мрачной поступи рока, фатума и темы судьбы. Главная партия, словно, стремится сбросить с себя эти оковы и герою как будто удается освободиться от них. В побочной партии проглядывается луч света. «Полнейшее преклонение перед судьбой... перед неисповедимым предначертанием, — пишет об этом музыкальном образе Чайковский в своих черновиках. — Сомнения, жалобы, упреки...» Главная партия первой части — снова марш, уже более решительный, но тоже сумрачный и тревожный. Движение порывисто, ритмика обострена Постепенно колорит светлеет, набирает силу, становится все более мощным музыкальный поток, скоро достигающий действенной кульминации. Тема рока в финале превращается в ликующий марш. Каждый вправе услышать свой финал великой симфонии. 

Дух совсем другой эпохи, бодрость, энергия и сила звучит в музыке С. Прокофьева. Этого композитора называли восторженным певцом жизни, солнца и молодости. Его музыка дала людям ту радость и свет, которых им часто не достает. Говорил о своем великом современнике другой композитор XX в. Д. Б. Кабалевский: «Симфония № 1 имеет название «Классическая» и это не случайно. Ведь с точки зрения формы, композитор придерживается в ней строгих классических традиций. Ее отличает и скромная по меркам XX в. почти прозрачная оркестровка, изысканность мелодии скрипок в сопровождении фагота придает симфонии гайдновскую изящность и жизнерадостность». В некоторых темах симфонии угадываются черты танцевальных жанров 18 в., но прокофьевский гавот перепутать с музыкой венских классиков невозможно. Здесь уже звучит совершенно другой музыкальный язык с острыми, стремительными и яркими интонациями. Акценты и сопоставления, дерзкие гармонии предрасполагают к новой пластике движений. Не случайно, на музыку Симфонии № 1 так часто создавались авангардные хореографические постановки.

Современные композиторы продолжают творческий поиск. В своих симфониях они находят новое содержание и новые формы, обращаясь к религиозным темам, истории Отечества, литературной классике. В современных симфониях взаимодействуют различные виды искусств: драма, живопись, кинематограф, хореография, происходит смешение жанров и стилей. Одним из таких примеров современного симфонического искусства является Симфония-действо В. А. Гаврилина «Перезвоны», написанная им по мотивам литературных произведений В. Шукшина.

Яркий стиль современной симфонии проявился в произведении В. Г. Кикты «Фрески Софии Киевской». На языке оркестровых тембров композитор выразил глубоко личное отношение к бессмертному шедевру. В жанре концертной симфонии для арфы с оркестром заговорили старинные фрески древнего храма.

Эволюция симфонической музыки продолжается. Этот жанр впитывает в себя все новые и новые тенденции развития искусства и общества и наверняка еще не раз удивит нас и порадует чем-то необычным за поворотом времени. Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности своей земле, о которой поется в песне современных авторов – «Россия и я». В 20 в. активно развиватлось течение авангард, который произвел настоящую революцию - освобождение звука из плена традиции. Художник Николай Кульбин сказал: «Музыка природы: свет, гром, шум ветра, плеск воды, пение птиц – свободная музыка, как и соловей, не ограничен тонами и полутонами. Он пользуется и четвертями тонов, и осьмыми, и музыкой со свободным выбором звуков».

Одним из первых выходит за рамки традиционной тональности представитель музыкального символизма Александр Скрябин. Если раньше для композитора считалось непозволительным нарушать правила классической гармонии, то Скрябин решился ими пренебречь. В его знаменитой симфонической поэме «Прометей» центральным элементом является шестизвучный аккорд, из которого рождается и мелодика, и гармоническое развитие.
Скрябин был первым композитором, который использовал светомузыку. По его задумке, музыку в поэме «Прометей» стоит рассматривать в единстве с цветовым спектром. С этой целью он включил в партитуру партию световой клавиатуры. Это была одна из первых попыток воплощения синтеза искусств в таком жанре, как инструментальная музыка.
Слушание музыки.
Определение:
- образного содержания прослушанных музыкальных произведений;
- жанра;
- формы;
- стиля композитора.
- выразительных свойств прослушанных произведений при выражении образов и создания эмоционального фона.
Сравнение музыкальных образов произведений.
Раскрытие значимости средств музыкальной выразительности в раскрытии художественного образа.

Выразительное исполнение песен. Работа над художественным образом песни, дыханием, ансамблевым звучанием, характером, динамическим планом, артикуляционной точностью,  художественно-выразительным исполнением.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Йозеф Гайдн -
"Старый гимн Австрии"
Йозеф Гайдн
Симфония №94 "Сюрприз"
Л.Бетховен
Симфония № 3 "Героическая"
Пётр Чайковский
Симфония №5
А.Н.Скрябин.
Симфония N3
С.С.Прокофьев
Симфония №1 Классическая (Гергиев)
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. А.Зацепин, сл. Л.Дербенёв 
"Этот мир придуман не нами"
Муз. А.Зацепин, сл. Л.Дербенёв
"Этот мир придуман не нами" (караоке)
Муз. SHAMAN -
"Моя Россия" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.