Содержание урока. Тематические линии урока
Жанры мюзикла и рок-оперы сформировались во второй половине XX — начале XXI века активно развиваются в мировой и отечественной культуре.
Мюзикл — один из коммерческих театральных жанров, чаще всего представляет собой двухактный спектакль. Мюзиклы отличаются разнообразием тем для постановки и неограниченностью в выборе средств выражения для актёров. Многие из них славятся спецэффектами.
Рок-опера — жанр рок-музыки, возникший в конце 1960-х годов. По мнению некоторых музыковедов, является разновидностью мюзикла. Рок-оперы — это музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет. Музыка арий написана в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Роднит мюзикл и рок-оперу общий способ сценического существования, когда любое средство актёрской техники, будь то танец, вокальный или пластический номер, становится для исполнителя органичным в выражении эмоции или мысли.
Мюзикл «Romeo & Juliette» стал исключительным событием в культурной жизни Европы последних лет и настоящим театральным бестселлером. Его автор – известный французский композитор Жерар Пресгурвик, написавший не только музыку, но и либретто к спектаклю. Премьера оригинальной версии мюзикла «Ромео и Джульетта» состоялась 19 января 2001 года в Париже. 20 мая 2004 года спектакль был представлен московской публике. Российская постановка мюзикла два с половиной года с успехом шла в московском Театре оперетты и завоевала огромную популярность, покорив сердца многих тысяч зрителей.
Самая известная история любви, воплощенная в музыке, продолжает жить в новой версии мюзикла. Артисты премьерного состава мюзикла «Ромео и Джульетта» при поддержке партнеров подготовили концертную версию музыкального спектакля – были разработаны новые режиссерские и хореографические решения, созданы новые декорации и костюмы. Результатом стал очень яркий, эмоционально-насыщенный спектакль.
Живой звук, проникновенная игра актеров, изящные костюмы, оригинальные декорации, выразительная хореография – все это поможет зрителям получить огромное удовольствие и незабываемые впечатления, никто не останется равнодушным!
«Красавица и чудовище». Романтическая история о Красавице и Чудовище была известна еще с древних времен, у разных народов есть свои версии, где в том или ином виде присутствует Она – прекрасная девушка и Он – чудовище, часто – звероподобное существо. Наиболее известная и популярная версия сюжета была опубликована в 1756 году. Ее автором стала французская писательница Жанна-Мари Ле Принс де Бомон.
По мотивам сказки мадам де Бомон с конца XVIII века и по наше время было создано множество театральных интерпретаций, а после создания кинематографа – и фильмов. Сюжет о «Красавице и Чудовище» стал один из самых популярных в мировой культуре. Самой известной экранизацией стал фильм Жана Кокто с блистательным Жаном Маре. Фильм был снят в 1946 году, а почти 50 лет спустя, в 1995 году, известный современный композитор Филип Гласс переложил диалоги из этого фильма на музыку и создал оперу. «Красавица и Чудовище» - мюзикл, основанный на одноименном мультфильме студии Walt Disney Pictures. Премьера состоялась в Хьюстоне в ноябре 1993 года.
«Призрак Оперы» – мюзикл, в основу которого лёг одноимённый роман французского писателя Гастона Леру, – по праву считается одним из главных мировых мюзиклов. Музыку к «Призраку» написал английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер, а в качестве либреттиста выступил поэт-песенник Чарльз Харт. Мюзикл завоевал головокружительную популярность и достиг невероятного коммерческого успеха: его посмотрело порядка 145 миллионов человек в 183 городах по всему миру, только на Бродвее сборы составили более 1,3 миллиарда долларов!
«Призрак оперы» - история всепоглощающей страсти уродливого изгоя к юной певице в романтических декорациях парижского театра 19 века. Мюзикл «Призрак Оперы» был далеко не первой работой Эндрю Ллойда Уэббера. Более того, даже не той, которая принесла ему мировую известность – это случилось чуть раньше, благодаря рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» и мюзиклу «Кошки». Однако с течением времени Эндрю Ллойд Уэббер стал для многих ассоциироваться именно с «Призраком Оперы».
Рок-опера — это музыкально-драматический жанр, стилистической основой которого является рок-музыка. Сюжет состоит из арий, которые написаны в стиле рока. Главным отличием оперы и рок-оперы является манера исполнения музыки: если в первом случае используются классические музыкальные инструменты и академический вокал, то рок-опера характеризуется большим бунтарством: электроинструменты, резкий звук, микрофонное пение, отличное от оперного вокала. В рок-вокале часто используется множество различных техник, в том числе экстремальных, например гроул (рычание) или скриминг (крик). Рок-опера – это жанр свободы. Он зародился в конце 1960-х в Великобритании, а это десятилетие знаменито молодёжной и сексуальной революциями, а также появлением различных новых волн в искусстве. В этот переломный период рок-музыка набирает огромную популярность и начинает влиять на кинематограф, театр и моду.
Создателями рок-оперы «Квадрофения» являются рок-группы «The Who». Вышло данное произведение 19 октября 1973 года. В 1979 году появился фильм «Квадрофения», основанный на этой рок-опере, но этот фильм не является музыкальным. Сюжет данной рок-оперы рассказывает о молодежи 1964-1965 годов, живущей в городах Лондон и Брайтон.
"Кентервильское привидение". Музыку для рок-оперы «Кентервильское привидение» написал Владимир Калле. Создателем либретто для этого произведения стал Вячеслав Вербин. Премьера данной рок-оперы состоялась 28 января 2008 года. Это произведение на первый взгляд выглядит довольно легким, но, на самом деле, в нем таится множество вопросов. Они ставят персонажей перед выбором: любовь или расчет, честность или корысть.
В отличие от Запада, русский рок долгое время находился в подполье, особенно в советские времена и лишь относительно недавно вышел на широкую публику. Среди основоположников музыки русского рока особенно стоит выделить «Машину времени», «Автограф», «Кино», «Алису», «Аквариум», «ДДТ», Константина Никольского, Владимира Кузьмина, «Арию» и многих других.
Рок-музыка, пришедшая в Советский Союз с Запада в конце 1960-х годов, стала не просто новым музыкальным направлением или молодёжной субкультурой, но и целым социальным явлением. В Советском Союзе рок-музыка приобрела специфические, характерные только для неё черты, вобрав в себя традиции бардовской культуры (авторской песни под гитару, акцент в которой делается на текст, а не на музыку). Это позволяет говорить о самобытности отечественной рок-музыки, которая получила собственное имя - «Русский рок». В отличие от Западного, в «Русском роке» приоритетным является содержание текста песни, а не музыка. Можно сказать, что рок в России стал новой формой авторской песни.
"Ромео и Джульетта" - рок-опера Владимира Калле создана на основе произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Режиссером и автором либретто является Владимир Подгородинский. Создатели рок-оперы постарались отразить в ней творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева и Петра Ильича Чайковского, а также отобразить в своей музыке неаполитанские музыкальные традиции. Сюжет соответствует истории из пьесы Уильяма Шекспира, но вот смотрят на эти события авторы данной рок-оперы немного по-другому. Сложности в отношениях родителей и детей отодвинуты на задний план, а главная тема этого произведения – судьба.