Содержание урока. Тематические линии урока
Рок-опера — это музыкально-драматический жанр, стилистической основой которого является рок-музыка. Сюжет состоит из арий, которые написаны в стиле рока. Главным отличием оперы и рок-оперы является манера исполнения музыки: если в первом случае используются классические музыкальные инструменты и академический вокал, то рок-опера характеризуется большим бунтарством: электроинструменты, резкий звук, микрофонное пение, отличное от оперного вокала. В рок-вокале часто используется множество различных техник, в том числе экстремальных, например гроул (рычание) или скриминг (крик). Рок-опера – это жанр свободы. Он зародился в конце 1960-х в Великобритании, а это десятилетие знаменито молодёжной и сексуальной революциями, а также появлением различных новых волн в искусстве. В этот переломный период рок-музыка набирает огромную популярность и начинает влиять на кинематограф, театр и моду.
Создателями рок-оперы «Квадрофения» являются рок-группы «The Who». Вышло данное произведение 19 октября 1973 года. В 1979 году появился фильм «Квадрофения», основанный на этой рок-опере, но этот фильм не является музыкальным. Сюжет данной рок-оперы рассказывает о молодежи 1964-1965 годов, живущей в городах Лондон и Брайтон.
"Кентервильское привидение". Музыку для рок-оперы «Кентервильское привидение» написал Владимир Калле. Создателем либретто для этого произведения стал Вячеслав Вербин. Премьера данной рок-оперы состоялась 28 января 2008 года. Это произведение на первый взгляд выглядит довольно легким, но, на самом деле, в нем таится множество вопросов. Они ставят персонажей перед выбором: любовь или расчет, честность или корысть.
В отличие от Запада, русский рок долгое время находился в подполье, особенно в советские времена и лишь относительно недавно вышел на широкую публику. Среди основоположников музыки русского рока особенно стоит выделить «Машину времени», «Автограф», «Кино», «Алису», «Аквариум», «ДДТ», Константина Никольского, Владимира Кузьмина, «Арию» и многих других.
Рок-музыка, пришедшая в Советский Союз с Запада в конце 1960-х годов, стала не просто новым музыкальным направлением или молодёжной субкультурой, но и целым социальным явлением. В Советском Союзе рок-музыка приобрела специфические, характерные только для неё черты, вобрав в себя традиции бардовской культуры (авторской песни под гитару, акцент в которой делается на текст, а не на музыку). Это позволяет говорить о самобытности отечественной рок-музыки, которая получила собственное имя - «Русский рок». В отличие от Западного, в «Русском роке» приоритетным является содержание текста песни, а не музыка. Можно сказать, что рок в России стал новой формой авторской песни.
"Орфей и Эвридика". Данную рок-оперу также называли зонг-оперой. Ее создатели: композитор Александр Журбин и драматург Юрий Димитрин. Впервые зрители увидели данное произведение 25 июля 1975 года. Сюжет рок-оперы не очень похож на миф «Орфей и Эвридика», но прослеживаются некоторые моменты из мифологии: любовь Орфея и Эвридики заканчивается разлукой, он пытается вернуть ее, затем вынужден возвращаться к обычной жизни без возлюбленной. В конце персонажи вновь воссоединяются.
"Мастер и Маргарита". Данная рок-опера была создана Александром Градским по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова. Аудиозапись этого произведения была сделана в 2009 году. Постановки на сцене пока что не было.
"Ромео и Джульетта" - рок-опера Владимира Калле создана на основе произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Режиссером и автором либретто является Владимир Подгородинский. Создатели рок-оперы постарались отразить в ней творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева и Петра Ильича Чайковского, а также отобразить в своей музыке неаполитанские музыкальные традиции. Сюжет соответствует истории из пьесы Уильяма Шекспира, но вот смотрят на эти события авторы данной рок-оперы немного по-другому. Сложности в отношениях родителей и детей отодвинуты на задний план, а главная тема этого произведения – судьба.
"Жанна Д’Арк". Текст и музыку к данной опере создали Лариса Бочарова, Лина Воробьева, Антонина Каковиди и Евгений Сусоров. Это произведение рассказывает историю известной исторической личности, которая жила в XV веке: Жанны Д’Арк.
"Стена". Создателями рок-оперы «Стена» является группа «Pink Floyd», которая исполняла песни в стиле прогрессив-рок. В 1982 году была создана киноадаптация рок-оперы «Стена». Тема данного произведения – отчуждение и замкнутость. В жизни Пинка происходит множество неприятных событий, которые постепенно подталкивают его к одиночеству: смерть отца, ненависть школьных учителей, сверх-опека желающей контролировать каждый его поступок матери, разрушение его брака. В итоге, Пинк решает отгородиться от общества.
"Иисус Христос – суперзвезда" - рок-оперу создали два автора: Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс. Произведение было написано в 1970 году и представлено на Бродвее в 1971 году. Существует две экранизации мюзикла: одна была создана в 1973 году, вторая – в 2000 году. Сюжет рок-оперы рассказывает о событиях, описанных в Евангелии. Однако многие моменты сюжета трактуются в данной рок-опере совсем не так, как в Евангелии.
"Юнона и Авось" рок-оперу написал композитор Алексей Рыбников. «Юнона и Авось» создана на стихи Андрея Вознесенского. Впервые зрители увидели ее 9 июня 1981 года. Сюжет этой рок-оперы рассказывает о реальных событиях. Данное произведение повествует о истории любви Николая Петровича Резанова и Кончиты Аргуэльо. Николай Резанов был одним из руководителей кругосветной экспедиции. Побывав в Калифорнии, он взаимно полюбил шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо. Влюбленные обручились, но Николай Резанов был вынужден уехать. По дороге возлюбленный Кончиты Аргуэльо заболел и умер. Девушка 35 лет не верила в его смерть и продолжала ждать.
Алексей Рыбников написал для музыкального театра: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», оперу-мистерию «Юнона и Авось» (1979) в котором соединились: русская духовная музыка, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, черты мюзикла и оперетты.. Здесь главенствует идея искупления человеком своих грехов, его ответственности за проступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей Любви и Прощении, осознании Милости Божьей и прославление Всевышнего.