8 класс. Раздел III. Тема. В диалоге с великими нашими современниками
22 урок "Роль оркестра в музыкальном спектакле"
Содержание урока. Тематические линии урока

Симфонический оркестр является неотъемлемой частью музыкального спектакля. Он не просто сопровождает вокальные и хоровые партии, не только «рисует» музыкальные портреты или пейзажи. Он участвует: в завязке действия, волнах его развития, кульминации и развязке, обозначает стороны драматического конфликта.
    Возможности оркестра осуществляются в музыкальном спектакле исключительно через фигуру дирижера: координация музыкального ансамбля (между оркестровыми группами, оркестром и вокалистами), управление всем сценическим действием, поскольку в его руках оказывается темпо-ритм спектакля. 
   Система музыкальных знаков, записанных в партитуре, преобразуется дирижером в театральный мир: в жесте темпо-ритма, артикуляции, фразировки, штрихов, энергетического напряжения, философских или поэтических обобщений, что складывается в неповторимую комбинацию смысловых акцентов. 
   В опере ситуация специфическая - наличие двух лидеров: режиссера и дирижера. Во время спектакля действует только один из них - дирижер, на плечи которого ложится двойная нагрузка. 
   Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия. В этом важная роль оркестра: когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку. В оркестре часто звучат музыкальные характеристики героев или событий, повторяющиеся на протяжении оперы. Такие мелодии и характеристики получили название лейтмотивов или лейттем.
Возможности симфонического оркестра поистине безграничны. В его распоряжении — все оттенки звучности от еле слышных колебаний и шорохов до мощных громоподобных раскатов. Здесь приходят на помощь и тембровые сочетания, и мощные волнообразные нарастания и спады, и выразительные сольные реплики, и слитные «органные» пласты звучаний.
  • Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения: увертюры к ним относятся антракты, балетные сцены, музыкальные картины.
  •  Велика роль в музыкальном спектакле инструментальных эпизодов. Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц. Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.
  • Антракты являются вступлением к действию оперы Послушаем музыкальный антракт «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
  • Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене. Это могут быть картины природы, сцены битвы и т.д. Например, «Полёт шмеля» из «Сказки о царе Салтане» или «Сеча при Керженце» из «Сказания о невидимом граде Китеже» того же автора. Один из таких примеров - «Сеча при Керженце», фрагмент оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сеча – сражение, битва). В его музыке отчётливо слышно, как сходятся борющиеся силы, каждая из которых выражена своей музыкальной темой. В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится ясным её трагический исход. «Полёт валькирий» из оперы немецкого композитора Вагнера «Валькирия» -  музыкальная картина изображает воинственных дев, собирающих души убитых воинов на поле брани.
Слушание музыки. Различать характерные признаки видов искусства.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.
Определение образногообразного строя и выражение своего эмоционального состояния от прослушанной музыки.
Установление музыкальных средств, которыми  композитор создаёт образ.
Выявление взаимосвязи  идеи прозведения с особенностью музыкального языка.

Разучивание и выразительное исполнение песен. Работа над музыкальным образом песни. Вокально-хоровая работа.
Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Р. Вагнер
Опера «Валькирия». "Полёт валькирий"
Н. А. Римский-Корсаков
«Сеча при Керженце»
Дж.Россини.
Увертюра к опере "Сорока-воровка"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Рикардо Коччанте
Мюзикл «Нотр-Дам де Пари». "Belle" (караоке)
Муз. А.Новикова, сл.Я.Шведова 
"Смуглянка"​
Муз. А.Новикова, сл.Я.Шведова
"Смуглянка" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.