8 класс. Урок 30. Тема "Традиции и новаторство в музыке"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыканты играют важную роль в обществе, благодаря своему искусству и способности объединять людей. 
Музыка влияет на формирование культурных ценностей в обществе, отражает культурные традиции, передаёт историю, обычаи и образ жизни людей через мелодии, ритмы и тексты песен. Например, народные песни в России отражают национальный характер и обычаи. Музыка передаёт и сохраняет музыкальные традиции и ритуалы, которые передаются из поколения в поколение, что позволяет народам сохранять свою культурную историю и уникальные особенности. Музыкальные произведения могут рассказывать о исторических событиях и периодах. Например, народные баллады могут отражать важные моменты в истории народа.  Совместное исполнение и участие в музыкальных событиях  укрепляет связи внутри сообществ.
   Музыка предоставляет возможности для выражения чувств и эмоций, ведь она может отразить радость, скорбь, любовь, борьбу и многие другие человеческие переживания. Она способствует международному обмену культурой и пониманию между разными народами. Музыкальные фестивали и мероприятия  способствуют укреплению международных связей. Музыка помогает людям определить свою личную идентичность и место в обществе. Предпочтения отдельного человека в музыке  отражает его культурные, социальные и эмоциональные аспекты личности.
    Творчество музыкантов может отражать социальные, политические и экономические реалии своего времени, ведь музыка служит не только средством развлечения, но и мощным инструментом выражения мыслей и чувств, объединяющим людей различных слоев общества. Музыканты, будучи частью культурного процесса, вносят свой вклад в общественную жизнь, подчеркивая важность музыки как формы человеческого выражения. 
     Музыкант — это не только специалист в области музыки, который занимается созданием, исполнением и записью музыки, это маг, который влияет на других людей, то ли с помошщью инструмента, то ли с помощью своего голоса, который превращается в музыкальный инструмент при исполнении музыки.
Музыканты могут играть на одном или нескольких музыкальных инструментах или быть вокалистами. Они работают в различных жанрах, от классической и джазовой музыки до рока, попа и электронной музыки. Деятельность музыкантов - разнообразна: инструменталисты, вокалисты, композиторы, аранжировщики, дирижёры, студийные музыканты и др. специалисты.

Велика роль музыкальных инструментов в деятельности музыканта, так как звук  инструментов  усиливает  влияние на челове, его чувства, психику, эмоции.
   Симфонический оркестр является неотъемлемой частью музыкального спектакля. Он не просто сопровождает вокальные и хоровые партии, не только «рисует» музыкальные портреты или пейзажи. Он участвует: в завязке действия, волнах его развития, кульминации и развязке, обозначает стороны драматического конфликта.
Возможности оркестра осуществляются в музыкальном спектакле исключительно через фигуру дирижера: координация музыкального ансамбля (между оркестровыми группами, оркестром и вокалистами), управление всем сценическим действием, поскольку в его руках оказывается темпо-ритм спектакля.
Система музыкальных знаков, записанных в партитуре, преобразуется дирижером в театральный мир: в жесте темпо-ритма, артикуляции, фразировки, штрихов, энергетического напряжения, философских или поэтических обобщений, что складывается в неповторимую комбинацию смысловых акцентов.

В опере ситуация специфическая - наличие двух лидеров: режиссера и дирижера. Во время спектакля действует только один из них - дирижер, на плечи которого ложится двойная нагрузка.
Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия. В этом важная роль оркестра: когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку. В оркестре часто звучат музыкальные характеристики героев или событий, повторяющиеся на протяжении оперы. Такие мелодии и характеристики получили название лейтмотивов или лейттем.
Возможности симфонического оркестра поистине безграничны. В его распоряжении — все оттенки звучности от еле слышных колебаний и шорохов до мощных громоподобных раскатов. Здесь приходят на помощь и тембровые сочетания, и мощные волнообразные нарастания и спады, и выразительные сольные реплики, и слитные «органные» пласты звучаний.

Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения: увертюры к ним относятся антракты, балетные сцены, музыкальные картины. Велика роль в музыкальном спектакле инструментальных эпизодов. Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.
Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.
Антракты являются вступлением к действию оперы, например, музыкальный антракт «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене. Это могут быть картины природы, сцены битвы и т.д. Например, «Полёт шмеля» из «Сказки о царе Салтане» или «Сеча при Керженце» из «Сказания о невидимом граде Китеже» того же автора. Один из таких примеров - «Сеча при Керженце», фрагмент оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сеча – сражение, битва). В его музыке отчётливо слышно, как сходятся борющиеся силы, каждая из которых выражена своей музыкальной темой. В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится ясным её трагический исход.
«Полёт валькирий» из оперы немецкого композитора Вагнера «Валькирия» - музыкальная картина изображает воинственных дев, собирающих души убитых воинов на поле брани.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз);
- определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке;
- исполнительского состава (манера пения, состав инструментов);

вариативно:
- сочинение блюза;
- посещение концерта джазовой музыки
Виды  и  формы  деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Р. Вагнер
Опера «Валькирия». "Полёт валькирий"
Н. А. Римский-Корсаков
«Сеча при Керженце»
Дж.Россини.
Увертюра к опере "Сорока-воровка"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Э.Колмановский. сл.М.Танич
к/ф “Большая перемена”, "Черное и белое"
Муз.Э.Колмановский. сл.М.Танич
к/ф “Большая перемена”, "Черное и белое"
Музыка и слова SHAMAN
"Встанем"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.