Содержание урока. Тематические линии урока «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» В.Сухомлинский В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку: в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде нас сопровождают звуки музыки. Испокон веков музыка считалась одним из самых сильных по влиянию на человека искусств. Люди знали о том, что звуки обладают особой чудотворной силой и, прежде всего, звуки музыки. Давно было отмечено, что каждый жанр способен воздействовать как на физическое, так и на психическое состояние человека: музыка влияет на тело, интеллект, духовную сущность. Человек воспринимает музыку по следующим факторам:
- национальная принадлежность;
- индивидуальные особенности;
- текущее эмоциональное состояние.
Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. С помощью звука такие физиологические функции, как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, могут быть скоординированы. Особое влияние оказывает звук и на психическое состояние человека. Корифеи античной цивилизации — Пифагор, Аристотель, Платон — об этом знали и использовали целебную силу музыки. Она, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.
Магической ритуальной значимостью обладали музыкальные инструменты. Считается, что звон колокольчиков и бубенцов предохранял человека от злых колдовских сил. А гусли – самый популярный инструмент славян-язычников – считался божественным, издающим музыку Вселенной.
Бытует предположение, что слова «гусли» и «гусь» (на санскрите означает душу, познавшую высшую истину, свет и огонь).
Профессиональная музыка очень разнообразна.
- Легкая, развлекательная музыка создается для отдыха и часто воспринимается как фон повседневной жизни.
- Самая сложная область профессионального музыкального искусства - классическая музыка. Классическое произведение обращается к вечным вопросам бытия. В центре классических сочинений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы.
- Особая сфера классической музыки - духовные произведения, обычно предназначенные для сопровождения богослужений. Подобные сочинения передают сокровенные религиозные ощущения человека.
- Еще одна важная область профессионального творчества - джаз и рок - музыка. Они передают восприятие мира человеком новой эпохи, жизнь которого резко изменили техническая революция, мировые войны и общественные катастрофы. Существует множество разновидностей джаза и рока. Некоторые близки развлекательной музыке, другие же, напротив, требуют серьезного, подготовленного слушателя.
Российские учёные провели исследование наиболее агрессивных образцов рок - и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот, что получилось.
Частота основного ритма композиции «ДипПёрпл» «Дым над водой» от двух до четырёх герц. Такие скачки при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе.
Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?».
Легкий рецепт создания хита: «Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравились, что ни один нормальный человек этого не понимает» (Вольфганг Амадей Моцарт).