Содержание урока. Тематические линии урока «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…» ПлатонВ жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку: в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде нас сопровождают звуки музыки. Испокон веков музыка считалась одним из самых сильных по влиянию на человека искусств. Люди знали о том, что звуки обладают особой чудотворной силой и, прежде всего, звуки музыки. Давно было отмечено, что каждый жанр способен воздействовать как на физическое, так и на психическое состояние человека: музыка влияет на тело, интеллект, духовную сущность. Человек воспринимает музыку по следующим факторам:
- национальная принадлежность;
- индивидуальные особенности;
- текущее эмоциональное состояние.
Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. С помощью звука такие физиологические функции, как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, могут быть скоординированы. Особое влияние оказывает звук и на психическое состояние человека. Корифеи античной цивилизации — Пифагор, Аристотель, Платон — об этом знали и использовали целебную силу музыки. Она, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.
Магической ритуальной значимостью обладали музыкальные инструменты. Считается, что звон колокольчиков и бубенцов предохранял человека от злых колдовских сил. А гусли – самый популярный инструмент славян-язычников – считался божественным, издающим музыку Вселенной.
Бытует предположение, что слова «гусли» и «гусь» (на санскрите означает душу, познавшую высшую истину, свет и огонь).
Профессиональная музыка очень разнообразна.
- Легкая, развлекательная музыка создается для отдыха и часто воспринимается как фон повседневной жизни.
- Самая сложная область профессионального музыкального искусства - классическая музыка. Классическое произведение обращается к вечным вопросам бытия. В центре классических сочинений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы.
- Особая сфера классической музыки - духовные произведения, обычно предназначенные для сопровождения богослужений. Подобные сочинения передают сокровенные религиозные ощущения человека.
- Еще одна важная область профессионального творчества - джаз и рок - музыка. Они передают восприятие мира человеком новой эпохи, жизнь которого резко изменили техническая революция, мировые войны и общественные катастрофы. Существует множество разновидностей джаза и рока. Некоторые близки развлекательной музыке, другие же, напротив, требуют серьезного, подготовленного слушателя.
Российские учёные провели исследование наиболее агрессивных образцов рок - и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот, что получилось.
Частота основного ритма композиции «ДипПёрпл» «Дым над водой» от двух до четырёх герц. Такие скачки при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе.
Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?».
Барокко (от ит. barocco – «странный», «причудливый») - одна из наиболее значимых эпох в истории развития человечества.
Георг Фридрих Гендель (1685-1759) - Немецкий композитор и органист, мастер монументальной оратории.
Выдающийся мастер скрипичной музыки - Антонио Вивальди (1678-1741) Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник, написавший более 450 концертов.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - Великий немецкий композитор, органист-виртуоз, педагог, написавший более 1000 произведений… Крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры.
Классицизм (от лат. « Classicus » — «образцовый») - стиль и направление в искусстве XVII — начала XIX вв.
Сонатная форма – это принцип изложения музыкального материала, предполагающая взаимодействие тем и художественных образов: Экспозиция – изложение главной и побочной тем, которые либо противопоставляются либо дополняют друг друга. Разработка – развитие тем, представленных в экспозиции: изменение, противопоставление, переплетение, основные темы звучат по-новому. Реприза – повторение тем экспозиции с изменениями, которые отражают результат предыдущего развития. Кода – итог сочинения, где закрепляется тональность, звучат основные темы.
Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) Немецкий композитор, создавший новый вид оперы – опера драма. Свои оперы писал в основном на античные сюжеты, в которых воспевался подвиг во имя любви и исполнение долга. Первым из композиторов стал сотрудничать с либреттистами. Важную роль в операх Глюка играли речитативы, которые всегда звучали под аккомпанемент оркестра, роль которого возросла - уже в увертюре обозначались основные идеи оперы.
Йозеф Гайдн (1732-1809) Один из основоположников таких жанров, как струнный квартет, клавирная соната , симфония (104). Большое внимание уделял концертам для различных инструментов, камерным ансамблям, духовной музыке. Именно Гайдну принадлежит заслуга формирования устойчивого состава оркестра: звучание музыкальных инструментов приводилось в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки, основанным на знании возможностей инструментов. 14
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) Великий австрийский композитор, написавший более 600 произведений во всех жанрах: 19 опер, 41 симфония, концерты для различных инструментов, камерные ансамбли, фортепианные произведения, вокальная музыка… С 4 летнего возраста прекрасно играл на скрипке и фортепиано, сочинял музыку и выступал перед императорским дворцом. Легкий рецепт создания хита: «Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравились, что ни один нормальный человек этого не понимает» (Вольфганг Амадей Моцарт).
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) «Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова … О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного». Франц Грильпарцер.
Романтизм (от фр. romantisme ) - новое направление в европейском искусстве, сложившееся на рубеже XVIII - XIX вв.
Франц Шуберт (1797-1828) Автор более тысячи сочинений, из которых более 600 - песни. Основная часть песен посвящена любви, есть среди них пейзажные и жанровые зарисовки, романтические легенды. Песенный дар композитора наложил отпечаток на все области его творчества, в том числе на фортепианную музыку. Композитор написал девять симфоний. Симфония №8 «Неоконченная» - одно из самых ярких произведений в мировой симфонической музыке. 18
Роберт Шуман (1810-1856) Немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, Шуман поддерживал новую европейскую романтическую школу, бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности. 19
Фредерик Шопен (1810-1849) Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог, о сновоположник польской национальной композиторской школы. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 20 20
Джузеппе Верди (1813-1901) Жорж Бизе (1838-1875) Оперы Верди и Бизе обобщили лучшие достижения итальянской и французской оперы, существенно обновив их содержание. Главное – новые герои - не мифологические персонажи и исторические деятели, а простые люди, нередко – « униженные и оскорбленные » . Именно их жизненные истории становятся основой сюжета, именно их чувствам и страстям сопереживает слушатель. Характеры героев раскрываются в условиях драматических, даже трагедийных. Оперы Верди и Бизе являются образцами психологической лирики в музыке, и объединяют черты романтического и реалистического искусства. 21
Рихард Вагнер (1813-1883) Крупнейшая фигура в истории музыки XIX в. Вся его жизнь была сосредоточена на одном деле – создании «Произведения искусства будущего».
Принципы оперной реформы: 1) Процесс сочинения начинается с формулирования художественной идеи. 2) Композитор и драматург – одно лицо. 3) В основе сюжета – мифы и легенды. 4) Композитор вырабатывает музыкальный язык, который стал бы «чувственным выражением мысли».