8 класс. Раздел III. Тема. В диалоге с великими нашими современниками
23 урок "Музыка - зеркало мира. Представления о роли музыки в жизни людей"
Содержание урока. Тематические линии урока

                          «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» В.Сухомлинский 

В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку: в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде нас сопровождают звуки музыки. Испокон веков музыка считалась одним из самых сильных по влиянию на человека искусств. Люди знали о том, что звуки обладают особой чудотворной силой и, прежде всего, звуки музыки. Давно было отмечено, что каждый жанр способен воздействовать как на физическое, так и на психическое состояние человека: музыка влияет на тело, интеллект, духовную сущность. Человек воспринимает музыку по следующим факторам:
  • национальная принадлежность; 
  • индивидуальные особенности; 
  • текущее эмоциональное состояние. 
Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. С помощью звука такие физиологические функции, как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, могут быть скоординированы. Особое влияние оказывает звук и на психическое состояние человека. Корифеи античной цивилизации — Пифагор, Аристотель, Платон — об этом знали и использовали целебную силу музыки. Она, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

Магической ритуальной значимостью обладали музыкальные инструменты. Считается, что звон колокольчиков и бубенцов предохранял человека от злых колдовских сил. А гусли – самый популярный инструмент славян-язычников – считался божественным, издающим музыку Вселенной.
Бытует предположение, что слова «гусли» и «гусь» (на санскрите означает душу, познавшую высшую истину, свет и огонь).

Профессиональная музыка очень разнообразна.
  • Легкая, развлекательная музыка создается для отдыха и часто воспринимается как фон повседневной жизни. 
  • Самая сложная область профессионального музыкального искусства - классическая музыка. Классическое произведение обращается к вечным вопросам бытия. В центре классических сочинений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы. 
  • Особая сфера классической музыки - духовные произведения, обычно предназначенные для сопровождения богослужений. Подобные сочинения передают сокровенные религиозные ощущения человека.
  • Еще одна важная область профессионального творчества - джаз и рок - музыка. Они передают восприятие мира человеком новой эпохи, жизнь которого резко изменили техническая революция, мировые войны и общественные катастрофы. Существует множество разновидностей джаза и рока. Некоторые близки развлекательной музыке, другие же, напротив, требуют серьезного, подготовленного слушателя.

Российские учёные провели исследование наиболее агрессивных образцов рок - и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот, что получилось.
Частота основного ритма композиции «ДипПёрпл» «Дым над водой» от двух до четырёх герц. Такие скачки при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе.
Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?».

Легкий рецепт создания хита: «Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравились, что ни один нормальный человек этого не понимает» (Вольфганг Амадей Моцарт).
Слушание музыки. Различать характерные признаки видов искусства.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.
Определение образногообразного строя и выражение своего эмоционального состояния от прослушанной музыки.
Установление музыкальных средств, которыми  композитор создаёт образы.
Выявление взаимосвязи  идеи прозведения с особенностью музыкального языка.

Разучивание и выразительное исполнение песен. Работа над музыкальным образом песни. Вокально-хоровая работа.
Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Традиционные русские гусли 
Егор Стрельников 
Deep Purple
Smoke On The Water
Легендарные
музыкальные хиты
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.А.Зацепин, сл.Л. Дербенёв
"Куда уходит детство"
"Куда уходит детство"
Проект #Музыкавместе
Муз. А.Новикова, сл.Я.Шведова
"Смуглянка" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.