8 класс. Урок 25. Тема "Свет фресок Дионисия — миру"
Содержание урока. Тематические линии урока

Родио́н Константи́нович Щедри́н (род.1932) — советский и российский композитор, пианист, музыкальный педагог, общественный деятель. Народный артист СССР. Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам. Первым учителем музыки стал его отец Константин Михайлович, который был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. "У него от природы были гигантские музыкальные способности, потрясающая память. Все, что он слышал, мог воспроизвести — на любом инструменте, самодеятельно, не учась…

«Фрески Дионисия» — произведение Родиона Константиновича Щедрина  -  музыкальное воплощение фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре на Вологодской земле, единственного в России памятника древнерусского искусства, сохранившегося в почти первозданном виде. Фрески Дионисия занесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дионисий — великий русский иконописец XV века, современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, он, наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым, олицетворяет расцвет иконописи на Руси. Развитие русской живописи конца 15–16 вв., определялось образованием Русского централизованного государства. Основной задачей искусства становится прославление Русского централизованного государства. В искусство 16 в. проникает все больше светских мотивов. Искусство со временем перестает быть «соборным» и для его восприятия становятся необходимы большие познания в области богословских учений со всеми их тонкостями.
   Иконописец Дионисий  достиг славы еще при жизни. Творчество талантливого иконописца любил государь «всея Руси» Иван III. После падения Византии Русское государство стало центром православия: славянский мир с надеждой и упованием смотрел на Восток. Московскому князю сулили корону византийских императоров. «Москва — третий Рим», — говорили в столице Руси. Московский митрополит обращался к Ивану III: «Государь и самодержец всея Руси», «новый царь Константин». Дотошные исследователи родословий выводили происхождение московских князей через Рюрика от великого римского императора Августа. В конце концов Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, на русском гербе изобразили двуглавого византийского орла. Так слились воедино прошлое величие Византии и энергия, сила возрождающейся из пепла войн, распрей Руси. Главное, чем тогда дышала страна, — освобождение от монголо-татарского ига.
   Светлый талант Дионисия  - это его умение создавать праздничный настрой духа, его сочные краски.  Дионисий продолжал и развивал наследие А. Рублева, создавая произведения, исполненные оптимизма и торжественной ясности. Он предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д. Изящный уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит, гибкие вытянутые пропорции фигур и уравновешенная гармоничная композиция — все это придает произведениям Дионисия неповторимое обаяние спокойной величавости и лиризма.

Музыкальность и пластичность фресок, изображающих святых и апостолов, нашли воплощение в произведении Щедрина. Произведение навеяно древнерусской живописью, которая влекла композитора с детства. Щедрин хотел передать музыкальность и пластичность фресок, изображающих святых и апостолов с их пронзительно-сосредоточенными глазами, удлинёнными фигурами, замедленными движениями. Контраст небесного и земного — неоднократно повторяющихся высоких, звонких интонаций и мерного, осторожного и тихого движения, которым заканчивается пьеса, — создаёт ощущение незавершённости или бесконечного духовного движения к высшим светлым идеалам.
   Произведение написано в жанре камерного ансамбля: флейта, кларнет, английский рожок, фагот, валторна, альт, виолончель, челеста, хроматические кротали — металлические тарелочки. Музыка звучит строго, неспешно, таинственно. Звучание самых высоких инструментов — флейты, челесты и хроматических кроталей — в разные моменты пьесы как будто воспроизводит необычные колокольные звоны. Звучание духовых и струнных передаёт отзвуки молитв.

Произведение не исполнялось в классическом понимании — Щедрин создал его как музыкальное восприятие древней живописи. Однако по общему настрою и деталям красок «Фрески Дионисия» Щедрина подобны маленькой музыкальной иконе.

Музыка «Фресок Дионисия» звучит строго, неспешно, таинственно. Щедрин — мастер оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов.  Композитор передает свои ощущения, возникшие от соприкосновения с гармонией искусства и природы, свое благоговение, перед совершенством линий, их внутренней музыкальностью, красотой, чистотой. Звуковой поток течет неторопливо, Заставляя нас сосредоточенно вникать в каждую фразу, в каждый поворот музыкальной мысли, с помощью музыки вслушиваться в величайшую тишину. Но вместе с тем в этом потоке, в этом переплетении неторопливых инструментальных голосов отчетливо ощущается некая внутренняя напряженность, некий пульс современности, позволяющий слушателю полностью погрузиться в спокойное, созерцательное состояние. Контраст небесного и земного — неоднократно повторяющихся высоких, звонких интонаций и мерного, осторожного и тихого движения, которым заканчивается пьеса, — создаёт ощущение незавершённости, или бесконечного духовного движения к высшим светлым идеалам...
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Родион Щедрин 
"Фрески Дионисия" (фрагмент)
"Фрески Дионисия"
Р. Щедрин
Enya - Only Time
(Official Video)
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. О.Шаумаров, сл. В.Ильичёв
"Аллея ангелов"
#аллея_ангелов #донецк #днр #дети #авторская_песня 
Муз. А. Пахмутова,  сл. М. Львов
«Поклонимся великим тем годам»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.