Содержание урока. Тематические линии урока
Искусство кино впитало традиции всех искусств, смогло объединить почти все возможные виды искусства: театр, живопись, литература, поэзия и многие другие.
Во времена немого кино музыку использовали для того, чтобы заглушить сильный треск проекционного аппарата. В этом и заключалась задача пианиста - откликаться на всё происходящее на экране, отражая драматургию фильма. Отдельную роль в кино играет его музыкальное сопровождение, ведь музыка в сочетании с другими видами искусств способна передать много больше: раскрыть для зрителя скрытый смысл картины, передать настроение и многое другое.
С рождением звукового кино (20—30-е гг. XX в.) произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую и закадровую. Внутрикадровая музыка объясняет место и время действия, а закадровая музыка сопровождает действие и выражает идею фильма, течение сюжета. Музыкальное сопровождение играет в восприятии фильма не меньшую роль, чем игра актеров.
Музыка, созданная для кино, призвана сопровождать и эмоционально окрашивать действие фильма, но часто, становясь самостоятельным произведением, может звучать вне кинофильма и принадлежать к другому виду деятельности человека, участвовать в синтезе с иными видами искусства, затрагивая новые эмоциональные сферы, находя новые смыслы. До появления кино музыка присутствовала только в театре, опере и балете.
Со временем стало возможным на одной плёнке совмещать музыку и кино. Это сочетание позволяет погрузиться в атмосферу фильма и достигать главной цели — усилению эмоционального восприятия зрителем киноленты.
В наше время музыка в кино играет важную роль, и от звуковых факторов во многом зависит успех и восприятие будущей кинокартины.
Кино — это синтетический вид искусства, где музыка выступает в роли спутника, незримого рассказчика, который ведёт зрителя от первого кадра до финальных титров, поясняя всё, что происходит на экране. Для музыки в кино придумали специальный термин «саундтрек», что значит «звуковое сопровождение», или «звуковая дорожка». Используется она для придания большей атмосферности определённому моменту в картине. Часто фильм имеет положительные отзывы и хорошие оценки критиков во многом благодаря превосходному саундтреку. Существуют такие саундтреки, которые можно выделить отдельно. Есть композиторы, которые специализируются на создании саундтреков к кинофильмам. Появились концерты, где живой оркестр исполняет произведения из знаменитых картин в сопровождении кадров из кинофильмов.
В современном кинематографе музыкальная концепция фильма строится на использовании как закадровой, так и внутрикадровой музыки, позволяющей зрителям проникнуть в суть человеческих характеров, усиливая драматизм происходящих на экране событий.
Одной из наиболее популярных форм музыкальной характеристики персонажа фильма является песня. Замечательные песни для кинофильмов создали композиторы - И. О. Дунаевский, А. Эшпай, А. Пахмутова, В. Баснер, М. Фрадкин, Т. Хренников, А. Петров, М. Таривердиев, А. Рыбников, Е. Дога, Г.Гладков, Н. Рота, М. Легран, Ф. Лей, Э. Морриконе, Г. Шор и др.
Песня из кинофильма «Шербургские зонтики» – один из самых известных мировых хитов, классика мирового кинематографа. Самая нежная и трогательная музыка. «Шербурские зонтики» - история любви, рассказанная под музыку Мишеля Леграна. Мелодия из этого фильма разлеталась по всему миру и завоевала сердца во всех уголках земного шара. Музыка принесла фильму Оскар и мировое признание.
Один из самых красивых и самых печальных мюзиклов. Удивительная музыка Мишеля Леграна на протяжении всего фильма делает его еще более трагичным.
Есть и собственно музыкальные фильмы, посвящённые рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. Музыка — обязательная участница мультипликационных, документальных и научно-популярных фильмов.
«Визитной карточкой» композитора Евгения Доги стал его знаменитый вальс, написанный к кинофильму "Мой ласковый и нежный зверь". Сегодня эта мелодия ежедневно звучит не только во дворцах бракосочетания, но и в подземных переходах, на станциях метро, ее часто используют хореографы для постановки балетных и танцевальных номеров, а также спортсмены, например, в фигурном катании. Кстати,по частоте звучания в эфире и на концертных площадках этот вальс можно смело представлять в Книгу рекордов Гиннесса.
В качественно иной акустический мир позволила проникнуть электроника. Открытия композитора Эдуарда Артемьева (р. 1937) в сфере колорита раздвинули границы восприятия тембра. Им написана музыка к кинофильмам режиссёров А. Тарковского, А. Кончаловского, Н. Михалкова.
Кинофильм «Мой ласковый и нежный зверь...»