5 класс. Урок 18. Тема "Музыкальный фольклор народов Европы"
Содержание урока. Тематические линии урока

У многих стран мира есть свои национальные музыкальные инструменты. Одним своим звучанием они передают дух народа, его настроение, культуру, чувства и самобытность.  Национальные музыкальные символы есть в разных государствах.

Соловьёв-Седой "Подмосковные вечера". Впервые прозвучала в 1957 году на Московском фестивале молодежи и студентов. Композитору Соловьёву-Седому присудили Первую премию и Большую Золотую медаль за мелодию той песни. Песня -  лирическая, проникновенная, душевная мелодия, протяжная и напевная в стиле русской народной песни передаёт характер россиян – милосердие, доброта, чуткость, широта русской души.

Франция - страна красоты, элегантности и гармонии, законодательница мировой моды. Сердце Франции – Париж. Песня «Под небом Парижа» - музыкальный символ Франции. Эта трогательная композиция в нынешнее время во всём мире признаётся неофициальным гимном не только Парижа, но и всей Франции. Её исполняли и исполняют многие известные французские певцы на протяжении уже полувека. Во Франции профессиональных певцов называют «шансонье», так как песня по-французски – шансон.
Песню «Под небом Парижа» исполняла знаменитая французская певица, которую называют королевой шансона – Эдит Пиаф. С 8 лет она пела на улице, и прохожие останавливались, заслушиваясь прелестным голосом девочки. До 20 лет Эдит Гассион пела на улице, пока ее не заметил продюсер Луи Лепле, который придумал ей
псевдоним «Пиаф» - воробышек. Эдит была маленькая, худенькая, да еще Лепле заметил ее, когда певица исполняла песню «Воробышек». Эдит поет не голосом, она поет душой – так говорили Парижане.

Полонез Ля-мажор Ф.Шопена  – музыкальный символ Польши. Полонез изображает характер польского народа.
Фридерик Францишек Шопен — композитор и пианист французско-польского происхождения. В зрелые годы жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку. Полонез — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. 

Многие композиторы обращались к национальной тематике, используя в своём творчестве народные песни, сказки, былины и сказания, мотивы.
В «Детском альбоме» П. И. Чайковского есть несколько пьес, построенных на национальных мелодиях:

  • «Неаполитанская песенка». Тема перенесена в «Детский альбом» из 3-го действия балета «Лебединое озеро».
  • «Итальянская песенка». В основе пьесы — подлинно народные итальянские мелодии.
  • «Шарманщик поёт». За основу взят итальянский (венецианский) мотив.
  • «Русская песня». Композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».
  • «Камаринская». Пьеса построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы.
  • «Старинная французская песенка». В произведении звучит подлинно народная французская мелодия.
  • «Немецкая песенка». Есть основания предполагать, что в пьесе использован подлинно фольклорный мотив (скорее всего, тирольский).
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы;
- выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России;
- разучивание и исполнение народных песен, танцев;
- двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо)
Виды   и  формы  деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Национальные 
музыкальные инструменты
Эдит Пиаф
"Под небом Парижа"
Ф. Шопен
"Полонез" ля-мажор оп.40
Вольфганг Моцарт
"Рондо в турецком стиле"
Петр Чайковский. Детский альбом.
"Старинная французская песенка"
Петр Чайковский. Детский альбом
"Неаполитанская песенка"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. В.Беляев, слова Е.Крыловой
"Ты со мной, моя Русь"
Муз. В.Беляев, слова Е.Крыловой
"Ты со мной, моя Русь"
Муз.Е. Птичкин, сл.М. Пляцковский
"Сказки гуляют по свету"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.