Содержание урока. Тематические линии урока
"По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки", - П. Чайковский.
«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Так гениально выразил Пушкин сущность гениального искусства Моцарта. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки.
Вольфганг Амадей Моцарт родился и жил в Австрии, но его музыку знает и любит весь мир. Моцарт прожил всего 36 лет. Но он успел создать очень много музыкальных произведений – 50 симфоний, 19 опер, сонаты, песни и другие произведения различных жанров.
Для творчества Моцарта характерны жанровая многогранность, органическое сочетание австрийской народно-национальной основы музыки с особенностями других национальных музыкальных культур (больше всего итальянской).
«Маленькая ночная серенада». Жанр серенады - вечерняя песня трубадуров, певцов любви, который исполняет влюбленный под балконом возлюбленной, аккомпанируя себе на гитаре или лютне. Романтичную таинственность пению придает ночная темнота, скрывающая воздыхателя, и луна – извечный спутник сердечных дел.
Опера «Волшебная флейта». Под покровом волшебной сказки с запутанным сюжетом скрываются утопические идеи мудрости, добра и всеобщей справедливости, характерные для эпохи Просвещения. Арии «человека-птицы» Папагено в духе народных песен чередуются со строгими хоральными напевами в партии мудрого Зорастро, проникновенная лирика арий влюбленных Тамино и Памины — с колоратурами Царицы ночи.
Музыка симфония №40 затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Композитор размышляет в ней о несовершенстве мира, о невозможности разрешения жизненных конфликтов. Герой симфонии, захлёбываясь и вздыхая, жалуется нам на что-то. Мелодия главной партии – наиболее популярный мотив во всем мире, своего рода визитная карточка композитора.
Увертюра к опере В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» создаёт ощущение праздника, весёлой кутерьмы. Неожиданные смены характера, яркие акценты обещают комический сюжет, стремительный темп развития событий в спектакле. Увертюра представляет собой симфоническое обобщение оперы. В нее не вошли темы оперы, но по характеру музыка эта родственна музыкальным образам оперы. Главная партия увертюры решительна и энергична. Она сразу же рождает представление о главном герое оперы Фигаро, веселом, непоседливом и ловком. А вот побочная партия близка образу Сюзанны. Она грациозна, изящна и не лишена лукавства.
В. А. Моцарт. "Реквием"- траурная, заупокойная месса. Реквием завершает творческий путь Моцарта, будучи последним произведением композитора, как эпилог всей жизни, художественное завещание. Моцарт писал его на заказ. Среди хоровых номеров особенно потрясаю силой драматической выразительности и трагического пафоса «Lacrimosa» - лирико-драматическая кульминация всего произведения. Реквием Моцарта далек от богослужебного культа. В нем он воплощает глубочайший мир человеческих переживаний. Все произведение проникнуто высоким гуманизмом, горячим сочувствием.