Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка к «Властелину колец»серии фильмов была написана, оркестрована, продирижирована и спродюсирована Говардом Шором в период с 2000 по 2004 год для поддержки Питера Джексонакинотрилогии, основанной на одноимённом фэнтезийном романеДж. Р. Р. Толкина. Она примечательна своей продолжительностью, составом исполнителей, необычной аранжировкой, участием солистов, разнообразием музыкальных стилей и количеством повторяющихся музыкальных тем.
Шор написал многочасовую музыку для трилогии, фактически создав саундтрек для всего фильма. Более 13 часов музыки (включая различные альтернативные версии) были выпущены в различных форматах. Шор хотел, чтобы саундтрек был оперным и «ощущал возраст».[1] Он задействовал огромный ансамбль, в том числе большой симфонический оркестр (в основном Лондонский филармонический оркестр), несколько инструментальных «групп», различные хоры, а также вокальных и инструментальных солистов. Для этого ансамбля требовалось от 230 до 400 музыкантов.
Музыка к сериалу стала самой успешной в карьере Шора, получив три «Оскара», два «Золотых глобуса» и три «Грэмми», а также множество номинаций. Некоторые из его тем или лейтмотивов (например, тема Шира) стали популярными сами по себе. Музыка привлекла внимание музыковедов и толкиноведов. Хоры и оркестры по всему миру исполняют её как симфонические произведения, концертные сюиты и живые концерты с проекцией. Шор пригласил музыковеда Дуга Адамса понаблюдать за процессом создания музыки и задокументировать его в книге 2010 года «Музыка к фильмам “Властелин колец”». В ней перечислены многие темы саундтрека и описано, как они используются в каждой из сцен трилогии.
В музыке Шора к «Властелину колец» происходит синтез симфонических традиций с более простой по языку популярной музыкой. «Простота высказывания в этой трилогии требовалась еще и потому, что композитор желал подчеркнуть принадлежность описываемого мира к далекой древности».
Для того, чтобы дать Средиземью совершенно особенное звучание, Шор использовал самые разнообразные инструменты. Помимо классического оркестра он использовал экзотичные и народные инструменты, например, маримбу, мюзет, дульцимер или саранги. Если же вслушаться, то можно даже услышать инструменты, которые таковыми не являются: наковальню, железные цепи и стальные пластины, по которым бьют молотком.
Говард Шор не только написал музыку, но и сам оркестровал ее и был дирижером оркестра при звукозаписи. Кольцо Всевластия - центральный элемент сюжета. Его разносторонняя природа выражается тремя темами, часто исполняемых на одних и тех же инструментах.
Как говорил сам Говард Шор в одном из своих интервью, «хотя симфония и является современной, я использовал для ее написания музыкальную структуру XIX века, чтобы придать симфонии оттенок историчности. Средиземье существовало пять - шесть тысяч лет назад. Питер, Фрэн и я хотели создать ощущение оперы во Властелине Колец и позволить музыке стать эмоциональной основой истории. Развитие и темп этой истории и музыки показывает красоту классической оперы».
С одной стороны, это тембровая характеристика персонажей (пан-флейта - лейт-тембр Фарамира, вистл - хоббитов, венгерские цимбалы достались Голлуму и т.п.). В итоге возникает завершенный целостный музыкальный текст, который имеет свою собственную музыкальную драматургию, а композитор создает новую жанровую форму киномузыки - симфоническое фэнтези.
Суть данного жанрового открытия в том, что с помощью музыкально¬тематического развития и оркестровых приемов Шор передает сложные образные взаимодействия в различных сферах кинематографического действия. Он находит музыкальные эквиваленты всех тех сил, которые участвуют в жизни мира Средиземья, то есть музыкально воспроизводит этот выдуманный, фантасмагорический мир, создавая собственные музыкально-тембровые символы, музыкально усиливая тот эффект «дополненной реальности», которому подчиняется в целом замысел кинотрилогии «Властелин колец».