Содержание урока. Тематические линии урока
Лист — ярчайший представитель романтизма в музыке. Он был величайшим из пианистов. Его игра поражала слушателей грандиозным размахом, каким-то ораторским пафосом, приподнятостью, и в то же время удивительной поэтичностью. Те же черты отличают и его произведения для этого инструмента. Главной особенностью творчества Листа в целом является программность (произведения его имели чёткий, законченный сюжет). Главным для него было стремление яснее выразить идею произведения, раскрыть его содержание. В поисках сюжетов композитор часто обращался к литературе, где находил образы смелых, честных борцов за человеческое счастье и воплощал их в музыке. Героями сочинений Листа стали Прометей и Фауст, Гамлет и Орфей.
В значительной части произведений Ференца Листа использован венгерский музыкальный фольклор, отличающийся большим богатством и своеобразием. Характерны ритмы, ладовые и мелодические обороты, подлинные мелодии венгерской народной музыки (преимущественно городской, типа «вербункош») получили творческое претворение и обработку в музыкальных образах. Особенности стиля вербункош: импровизационный склад, броские мелодии, оригинальные гармонии, четкий маршевый или плясовой ритм.
Лист создал новые формы музыкального искусства. Он писал не симфонии, а симфонические одночастные поэмы, среди которых известнейшие "Прелюды", "Тассо", "Мазепа".
Рапсодия №2 - одно из самых известных произведений Листа. Мир знает Листа прежде всего как автора знаменитых венгерских рапсодий (виртуозные обработки и фантазии на темы народных песен и танцев). Вступление - мир ярких, красочных картин народной жизни. Вступление переходит в вариационно изложенную венгерскую песню, в которую включён танец. Вторая часть рапсодии - картина народного праздничного веселья, которое постепенно становится всё более безудержным. Постепенно темп всё более ускоряется, усиливается звучность, танец превращается в вихревую, огненную пляску. Постепенно танец замедляется, как будто танцующие уходят куда-то вдаль, и остаётся только одна пара танцоров. Но нет, вновь сбегаются все участники праздника, танец возобновляется с новой силой. И вот уже всё закружилось в вихре буйного танца.
«Ракоци-марш» марш венгерских патриотов, известный как «Венгерский марш», был одним из неофициальных государственных гимнов Венгрии. Ференц Лист написал ряд аранжировок, в том числе свою Венгерскую рапсодию № 15, основанную на этой теме. Пианист Владимир Горовиц сочинил вариацию на тему "Марша Ракоци" с элементами версий Листа и Берлиоза.
"Кампанелла" (колокольчик) - музыкальная пьеса итальянского скрипача и композитор Н. Паганини, фортепьянную транскрипцию этой пьесы создал Ф.Лист. Блеск, огненная динамика, полнозвучность, многоцветность выражения характеризуют данное произведение.
«Испанская рапсодия». Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, который трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы испанских песен и танцев.
Юношеский этюд "Метель". Метель - один из самых популярных и любимых этюдов Листа. Жанр этюда обычно представлял собой небольшую пьесу для развития и усовершенствования техники. Драматический характер пейзажной зарисовки вихревого движения жуткой метели, которая заметает и хоронит под снегом и землю, и людей на ней. Музыка - взволнованная, страстная, с оттенком грусти, волнения, доходящее до несогласия и даже протеста. Драматизм подчеркивается быстрым темпом, минорным ладом с меняющейся динамикой, которая то усиливается, то затихает.