Содержание урока. Тематические линии урока
Исполнительство как особый вид художественной деятельности существует не во всех искусствах. В живописи, например, оно неотделимо от творчества: создать картину — это и значит «исполнить», ее. Произведения искусств, такие как — картина, скульптура, архитектурное сооружение, — не нуждаются, если они не были испорчены ни в каком воссоздании. Но творение живописца или скульптора воплощается в материале, сохраняющем его на века.
Музыкальное произведение живет пока оно звучит. Отзвучав, музыкальное произведение перестает реально существовать, исчезает. Чтобы услышать его снова, его нужно каждый раз заново возрождать к жизни, заставлять снова звучать. Умение это делать и есть то, что называется музыкально-исполнительским искусством. Только в тех искусствах, которые протекают во времени, возникает надобность в особых посредниках между произведением и его слушателями или зрителями, посредниках — актерах, танцорах, чтецах, музыкантах, способных многократно воспроизводить эти запечатленные в преходящих звуках или движениях процессы.
Публичное исполнение музыкальных произведений требует таланта к артистической деятельности, природных данных, времени и сил для ежедневной длительной тренировки и т. д. Без артистического «нерва» и темперамента или без выдержки и самообладания на эстраде, без голоса при пении или без двигательной ловкости при игре на музыкальном инструменте, без выработанной техники и многого другого исполнение обречено на провал: оно не «донесет» произведения до слушателей. Композитор может не иметь и часто не имеет того или другого.А если за исполнение произведения возьмутся сотни, тысячи пианистов!
Задача музыкантов-исполнителей в том, чтобы глубоко проникнуть в содержание произведения и затем воссоздать его возможно более правдиво. В этом - подлинное творчество и мастерство исполнителя. Сюиты Баха, оперы Моцарта, симфонии и сонаты Бетховена потому и дожили до наших дней и будут жить еще долго, что, перерастая «душу» своей эпохи, не потеряли способности изменять свой облик, расти вместе с временем.
Художественное исполнение должно отражать не только личность автора, но и личность исполнителя, его чувства, его воображение. Настоящий артист должен не «выполнять» нюансы, а воссоздавать произведение, творить его заново.
Исполнительство - сотворчество художника и тех, кому адресовано, кто воспринимает его искусство (слушатель, зритель). Но сотворчество требует соответственной подготовленности, требует работы, усилий, труда обеих участвующих сторон. Иначе все важное, значительное, прекрасное, что заключено в данном явлении искусства, попросту не дойдет до воспринимающего. Музыкальная культура слушателя – его способность при прослушивании музыкальных произведений «погружаться» в музыку.
Пако де Лусия испанский гитарист-виртуоз, один из самых известных в мире гитаристов фламенко. Критики говорили об удивительной манере игры де Лусии: он соединял современную музыку с фламенко и бразильскими ритмами, оказал влияние на творчество многих других исполнителей в стиле фламенко.
Вивальди "Времена Года" исп. Филиппов. Илья Илья Филиппов - российский джазовый пианист и дирижер из Ростова-на-Дону. В 2008 был приглашен Народным артистом РФ Георгием Гараняном в свой биг-бенд, в качестве солиста затем назначен на должность художественного руководителя и главного дирижера Биг-бенда Георгия Гараняна. За годы работы руководителем оркестра сделал совместные программы и выступил с такими артистами как Мишель Легран, Бобби Мартинез, Борис Козлов, Шеймус Блейк, Боб Шеппард, Кевин Махогани, Стив Турре, Тим Армакост, Виталий Головнев, Сергей Головня, Игорь Бутман и др.