Содержание урока. Тематические линии урока
Восточная музыка — это музыкальные традиции различных стран и регионов, таких как Индия, Арабские страны, Турция и Китай, которые имеют свои особенности, например, использование специфических инструментов, которые создают уникальные звуки и мелодии; микротональность (в отличие от западной музыки, которая основана на равномерном делении октавы на 12 полутонов, сложные ритмические циклы.
Индия. Музыкальная основа — система мелодических ладов (рага); ритмические построения — тала; традиции индийской классической музыки передаются изустно, а не при помощи нотного письма. Индийская классическая музыка характеризуется использованием сложных музыкальных инструментов, таких как ситар и таблак, а также вокальных техник, таких как рага и гама. Известна такими жанрами, как бхаджан, киртан и суфийские песнопения.
Арабская музыка имеет развитую ладовую система (макамы); в основе классической музыки — 7-ступенные лады, в которых наряду с основными звуками применяются промежуточные мелодические интервалы, а господствующий жанр — вокально-инструментальный ансамбль, в котором ведущая роль принадлежит певцу. Арабская музыка. Отличается использованием специфических инструментов, таких как уд, канун и ребаб, а также вокальными техниками, такими как мукаммар и тахрир. Часто используется в религиозных церемониях и обрядах, а также в светских мероприятиях, таких как свадьбы и праздники.
Турция. Турецкая музыка. Имеет богатую историю и традиции, которые уходят корнями в глубокую древность, в Османской империи музыка делилась на два основных направления: классическую придворную и народную. В народной музыке выделяются две стилевые группы: кырык хава (короткая мелодия) и узун хава (длинная мелодия). В традиционной музыке применяются най, танбур, уд и канун.
Китайская музыка с XIII века состоит из два стилей: северного и южного. Для северного характерны важная роль ударных инструментов, героическая тематика, простой музыкальный язык и чёткий ритм. В южном стиле тембр и лиричность в мелодиях преобладают над ритмом, используются пентатонический звукоряд и деревянные духовые инструменты.
Русские композиторы, поэты, писатели и художники обращались к восточной культуре с уважением, восхищались ей, и привнося в своё творчество обогащали всю русскую культуру. Восточная музыка плотно вошла в культуру и музыку русских композиторов, начиная с 19в.
М. Глинка в опере «Руслан и Людмила» воспроизвел Восточные танцы в замке Черномора: турецкий, арабский, лезгинка (из 4-го д.);
Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита "Шехеразада" написана по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь. В произведении ярко выражен восточный колорит. Это достигается за счёт цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов.
Тема Шахрияра представлена повелительным унисоном деревянных духовых инструментов. Он рисует образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства.
Тема Шехеразады нежная и томная, исполнена певучей скрипкой соло. В ней слышится волшебство арабской ночи, чарующий голос молодой рассказчицы и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.
Вторая часть начинается темой главной героини, которая продолжает своё сказочное повествование. Она постепенно переходит в яркую восточную мелодию в исполнении фагота.
Третья часть основана на двух темах, характеризующих главных героев повествования. Тема Царевича — более плавная, мелодичная, танцевального склада, а тема Царевны — более оживлённая и кокетливая, дополненная игривыми интонациями с затейливым ритмическим рисунком.
Четвёртая часть — самая продолжительная и богатая различными образами. Она включает сочетание почти всех основных тем сюиты из предыдущих частей. Здесь они причудливо переплетаются, наполняются новыми оттенками и создают картину неистового веселья.
Романс «Пленившись розой соловей». В музыкальной культуре Востока велика роль странствующих музыкантов. Они были переносчиками самых различных традиций. Римский-Корсаков стремился изобразить игру странствующего музыканта на арабском кануне или иранском сантуре (струнные щипковые инструменты) и его поэтическое повествование о несчастной любви. С помощью восточных интонаций Римский-Корсаков создаёт неподражаемые лирические образы.
А. Бородин в опере «Князь Игорь» посвятил Востоку фрагменты: Ария хана Кончака (основной «О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой» и заключительный раздел «Хочешь ты пленницу с моря дальнего»);
Для русских композиторов, писателей и художников в понятие Востока входил не только арабский восток, Персия, но и Кавказ тоже называли Востоком. Кавказ давал необыкновенно сильные ощущения, впечатления от своей природы, традиций, музыки и танцев. Всё было непривычно, экзотично. Именно поэтому многие образы русской культуры 19в. Своим появлением обязаны именно Кавказу.
В 1823г Кавказ посетил и композитор М. Глинка. В душе Глинки неизгладимыми остались и грандиозная красота горных пейзажей и красочные картины народной жизни - первое прикосновение к подлинному Востоку. «Я видел пляски черкешенок, игры и скачки черкесов » - писал он в воспоминаниях. Память о них стала, быть может, источником лучших восточных вдохновений Глинки.
Восточные танцы в опере Глинки «Руслан и Людмила»: турецкий, арабский, лезгинка (из 4-го д.)
Турецкий танец имеет особенности: сопоставление минора и мажора – нега, томность, изменчивость. Во втором проведении есть динамические контрасты, где тема приобретает величественный, пышный характер. 3-е проведение темы в исполнении флейты на фоне пиццикато струнных – приобретает нежный, лирический оттенок. 4-е проведение у струнных, где мелодия плавная, умиротворённая, мягкая.
Арабский танец: 1-я тема – мужественная, резкие акценты на сильной доле воспроизводят прыжки танцующих. Далее мелодия короткими мотивами с форшлагами - кружение, характер - извилистость, затейливость. 2-я тема- изящная, женственная, построена на тембровых контрастах.
Лезгинка - стремительная как вихрь восходящее движение, яркие динамические контрасты. 1-я тема звучит у флейты - звонкий, свистящий звук.
В опере Бородина «Князь Игорь» Восток предстаёт в образе завоевателей-половцев. Для Бородина «враг» - это не значит – плохой, как и понятие «свой» - не означает – хороший. Восточные образы в опере разные: томные, пленительные, наполненные негой хоры и пляски девушек, яркие, дикие, воинственные мужские пляски. Бородин не идеализирует Восток, но и не показывает его варварским, диким.Ария Хана Кончака из II д. Основной раздел «О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой». В мелодии арии - распевы, близкие восточным лирическим напевам. В оркестре, в сопровождении- упругий танцевальный ритм.
Искусство японского народа это часть национальной культуры Востока.
Япония – это островное государство в Восточной Азии, расположенное в Тихом океане, которое имеет очень развитую, разнообразную и богатую культуру. История музыки уходит далеко в историю Японии. Более тысячи лет назад в стране зародились музыкальное искусство, потому что в это время на острове зародился буддизм. Ритуальные песни в сопровождении первых музыкальных инструментов выполняли буддистские монахи. В древние времена музыка в Японии разделялась на три типа: инструментальную, вокальную и танцевальную.
Музыка Японии создавалась под влиянием различных культур. Некоторые элементы были заимствованы в Китая, Индии и Кореи. В японской музыке широко используются не только музыкальные инструменты, но и звуки природы. Не редко в японской классической музыке слышны звуки ветра, птиц и воды.
Главным музыкальным инструментом является человеческий голос, но чтобы голос звучал еще красивее, мощнее, ярче, ему необходимо сопровождение музыкальными инструментами.
Сямисен - один из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Произошел от китайского инструмента – сансянь.
Фуэ – это семейство японских флейт. Духовой инструмент. Фуэ является инструментом буддийских монахов.
Тайко – в переводе с японского означает «барабан». Ударный инструмент. Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле.
Ко́то или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент.