5 класс. Урок 22. Тема "Музыкальный фольклор народов Азии и Африки"
Содержание урока. Тематические линии урока

Восточная музыка — это музыкальные традиции различных стран и регионов, таких как Индия, Арабские страны, Турция и Китай, которые имеют свои особенности, например, использование специфических инструментов, которые создают уникальные звуки и мелодии; микротональность (в отличие от западной музыки, которая основана на равномерном делении октавы на 12 полутонов, сложные ритмические циклы.

Индия. Музыкальная основа — система мелодических ладов (рага); ритмические построения — тала; традиции индийской классической музыки передаются изустно, а не при помощи нотного письма. Индийская классическая музыка характеризуется использованием сложных музыкальных инструментов, таких как ситар и таблак, а также вокальных техник, таких как рага и гама. Известна такими жанрами, как бхаджан, киртан и суфийские песнопения.

Арабская музыка имеет развитую ладовую система (макамы); в основе классической музыки — 7-ступенные лады, в которых наряду с основными звуками применяются промежуточные мелодические интервалы, а господствующий жанр — вокально-инструментальный ансамбль, в котором ведущая роль принадлежит певцу. Арабская музыка. Отличается использованием специфических инструментов, таких как уд, канун и ребаб, а также вокальными техниками, такими как мукаммар и тахрир. Часто используется в религиозных церемониях и обрядах, а также в светских мероприятиях, таких как свадьбы и праздники.

Турция. Турецкая музыка. Имеет богатую историю и традиции, которые уходят корнями в глубокую древность, в Османской империи музыка делилась на два основных направления: классическую придворную и народную. В народной музыке выделяются две стилевые группы: кырык хава (короткая мелодия) и узун хава (длинная мелодия). В традиционной музыке применяются най, танбур, уд и канун.

Китайская музыка с XIII века состоит из  два стилей: северного и южного. Для северного характерны важная роль ударных инструментов, героическая тематика, простой музыкальный язык и чёткий ритм. В южном стиле тембр и лиричность в мелодиях преобладают над ритмом, используются пентатонический звукоряд и деревянные духовые инструменты.

Русские композиторы, поэты, писатели и художники обращались к восточной культуре с уважением, восхищались ей, и привнося в своё творчество обогащали всю русскую культуру. Восточная музыка плотно вошла в культуру и музыку русских композиторов, начиная с 19в.
М. Глинка в опере «Руслан и Людмила» воспроизвел Восточные танцы в замке Черномора: турецкий, арабский, лезгинка (из 4-го д.);

Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита "Шехеразада" написана по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь. В произведении ярко выражен восточный колорит. Это достигается за счёт цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов.
Тема Шахрияра представлена повелительным унисоном деревянных духовых инструментов. Он рисует образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства.
Тема Шехеразады нежная и томная, исполнена певучей скрипкой соло. В ней слышится волшебство арабской ночи, чарующий голос молодой рассказчицы и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.
Вторая часть начинается темой главной героини, которая продолжает своё сказочное повествование. Она постепенно переходит в яркую восточную мелодию в исполнении фагота.
Третья часть основана на двух темах, характеризующих главных героев повествования. Тема Царевича — более плавная, мелодичная, танцевального склада, а тема Царевны — более оживлённая и кокетливая, дополненная игривыми интонациями с затейливым ритмическим рисунком.
Четвёртая часть — самая продолжительная и богатая различными образами. Она включает сочетание почти всех основных тем сюиты из предыдущих частей. Здесь они причудливо переплетаются, наполняются новыми оттенками и создают картину неистового веселья.
Романс «Пленившись розой соловей». В музыкальной культуре Востока велика роль странствующих музыкантов. Они были переносчиками самых различных традиций. Римский-Корсаков стремился изобразить игру странствующего музыканта на арабском кануне или иранском сантуре (струнные щипковые инструменты) и его поэтическое повествование о несчастной любви. С помощью восточных интонаций Римский-Корсаков создаёт неподражаемые лирические образы.

А. Бородин в опере «Князь Игорь» посвятил Востоку фрагменты: Ария хана Кончака (основной «О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой» и заключительный раздел «Хочешь ты пленницу с моря дальнего»); 

Для русских композиторов, писателей и художников в понятие Востока входил не только арабский восток, Персия, но и Кавказ тоже называли Востоком. Кавказ давал необыкновенно сильные ощущения, впечатления от своей природы, традиций, музыки и танцев. Всё было непривычно, экзотично. Именно поэтому многие образы русской культуры 19в. Своим появлением обязаны именно Кавказу. 

В 1823г Кавказ посетил и композитор М. Глинка. В душе Глинки неизгладимыми остались и грандиозная красота горных пейзажей и красочные картины народной жизни - первое прикосновение к подлинному Востоку. «Я видел пляски черкешенок, игры и скачки черкесов » - писал он в воспоминаниях. Память о них стала, быть может, источником лучших восточных вдохновений Глинки.
Восточные танцы в опере Глинки «Руслан и Людмила»: турецкий, арабский, лезгинка (из 4-го д.)
Турецкий танец имеет особенности: сопоставление минора и мажора – нега, томность, изменчивость. Во втором проведении есть динамические контрасты, где тема приобретает величественный, пышный характер. 3-е проведение темы в исполнении флейты на фоне пиццикато струнных – приобретает нежный, лирический оттенок. 4-е проведение у струнных, где  мелодия плавная, умиротворённая, мягкая.
Арабский танец: 1-я тема – мужественная, резкие акценты на сильной доле воспроизводят прыжки танцующих. Далее мелодия короткими мотивами с форшлагами  - кружение, характер - извилистость, затейливость. 2-я тема- изящная, женственная, построена на тембровых контрастах.
Лезгинка - стремительная как вихрь восходящее движение, яркие динамические контрасты. 1-я тема звучит у флейты - звонкий, свистящий звук.

В опере Бородина «Князь Игорь» Восток предстаёт в образе завоевателей-половцев. Для Бородина «враг» - это не значит – плохой, как и понятие «свой» - не означает – хороший. Восточные образы в опере разные: томные, пленительные, наполненные негой хоры и пляски девушек, яркие, дикие, воинственные мужские пляски. Бородин не идеализирует Восток, но и не показывает его варварским, диким.Ария Хана Кончака из II д. Основной раздел «О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой». В мелодии арии -  распевы, близкие восточным лирическим напевам. В оркестре, в сопровождении- упругий танцевальный ритм.

Искусство японского народа это  часть национальной культуры Востока.
Япония – это островное государство в Восточной Азии, расположенное в Тихом океане, которое имеет очень развитую, разнообразную и богатую культуру. История музыки уходит далеко в историю Японии. Более тысячи лет назад в стране зародились музыкальное искусство, потому что в это время на острове зародился буддизм. Ритуальные песни в сопровождении первых музыкальных инструментов выполняли буддистские монахи. В древние времена музыка в Японии разделялась на три типа: инструментальную, вокальную и танцевальную.
Музыка Японии создавалась под влиянием различных культур. Некоторые элементы были заимствованы в Китая, Индии и Кореи. В японской музыке широко используются не только музыкальные инструменты, но и звуки природы. Не редко в японской классической музыке слышны звуки ветра, птиц и воды.
Главным музыкальным инструментом является человеческий голос, но чтобы голос звучал еще красивее, мощнее, ярче, ему необходимо сопровождение музыкальными инструментами. 
   Сямисен - один из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Произошел от китайского инструмента – сансянь.
   Фуэ – это семейство японских флейт. Духовой инструмент. Фуэ является инструментом буддийских монахов.
   Тайко – в переводе с японского означает «барабан». Ударный инструмент. Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле.
   Ко́то или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. 
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии;
- выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России;
- разучивание и исполнение народных песен, танцев;
- коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных
инструментах;

вариативно:

- исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки»
Виды   и  формы   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Музыкальные традиции
народов Востока
М.Глинка "Руслан и Людмила"4 д.
Восточные танцы-турецкий, арабский и лезгинка
Н. А.Римский-Корсаков
симфоническая сюита "Шехеразада"
А.П.Бородин. "Князь Игорь". 2 д.
"Ария хана Кончака"
Японские народные инструменты
Китайская Древняя Музыка
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.В.Шаинского, сл. Ю. Энтина
«Небылицы»
Муз.В.Шаинского, сл. Ю. Энтина
«Небылицы» (караоке)
Муз.А. Киселёва, сл.К. Чибисова
«У подножья обелиска» 
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.