Содержание урока. Тематические линии урока
«Слово» и «Музыка» - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят, приходят к согласию и взаимопониманию. Их взаимодействие порождают шедевры – песни, романсы, оперы. Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении.
Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются.
Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими. Произведение всегда предназначается для определённого голоса - сопрано, тенора, баритона или баса, что придаёт ему тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении.
Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.).
А случается и так, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно бы было забыто. Такое «чудо прикосновения» происходило с творчеством многих поэтов, чьи скромные произведения составляли как бы «второй план» (второй план – здесь: менее ценный, менее значительный) литературы.
Русская поэзия является неисчерпаемым источником для написания песен. В других странах существуют свои замечательные сборники стихов, которые превращаются в замечательные песни, пронизанные народным духом.
Средства музыкальной выразительности могут и без слов сказать о музыке очень многое. Такая способность музыки к высокому обобщению проявила себя ещё в одном песенном жанре - жанре песни без слов.
Песни звучали, в основном, в деревнях. В городе постепенно стали появляться городские песни - романсы. Авторы их часто были неизвестны. Романсы сочиняли в основном известные композиторы и поэты.
Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Романс - музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.
Содержание романсов разнообразно: о любви, о природе, как музыкальный жанр романс со временем расширил свои рамки, наполнился шуточным, сатирическим содержанием. Потом появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. Все они глубоко и тонко передают душевный мир человека и широкий круг явлений действительности, отличались теплотой, задушевностью, выражали разные переживания человека.
Романс стал неотъемлемой частью русского музыкального искусства и, может быть, даже больше, чем другие жанры, оказался созвучным духовному складу русской души. У истоков русского романса стояли А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.
Романс близок песне, он связан со словом, стихами, поется голосом. Но есть произведения инструментальной музыки, которые тоже называются романсами. В таких пьесах всегда есть певучая, песенная мелодия. Но она не поется голосом, а играется на каком-либо музыкальном инструменте.