5 класс. 27 урок (учителю)
5 класс. 4 четверть. Тема "Связь музыки с другими видами искусства " (9 часов)
27 урок. Тема "Музыка «главное действующее лицо» в литературных произведениях"
Содержание урока. Тематические линии урока

Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были старинные сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах. Музыкальные произведения и музыкальная речь много бы потеряли и стали менее выразительнвми без содружества с поэзией и литературой.

Из глубины веков пришли античные мифы, созданные народной фантазией. Мифы, сказки, предания - вечный источник искусства. Эти неувядаемые источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Это касается не только музыки, но и литературы и живописи.  
Обаяние сказок и мифов столь велико, что их влияние можно найти во многих произведениях, связанных с образами природы, ведь искусство не копирует реальную жизнь, а живёт своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни.

Петр Ильич Чайковский балет «Спящая красавица». Оригинальный сценарий балета был задуман Иваном Всеволожским и основан на одноименной сказке Шарля Перро. Хотя в основе балета «Спящая красавица» – французская сказка, музыка, созданная величайшим русским композитором П.И. Чайковским, по своей лиричности, эмоциональности и проникновенности – глубоко русская. В балете Чайковский не просто описывает сюжет, он отражает противоречия внутреннего мира человека, ту вечную борьбу света и тьмы, которая идет в душе каждого вне зависимости от эпохи и страны. Музыкальное сопровождение становится завершающим штрихом повествования, его неотъемлемой частью, отличается одухотворённостью и романтичностю. В балете Чайковский воплощает антитезу добра и зла, которые в балете воплощают фея Сирени и фея Карабос.

Николай Римский-Корсаков "Садко". Опера-былина. В основу оперы «Садко» композитор положил северорусскую новгородскую былину про бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта Садко, про волшебную силу его искусства.  Либретто написано  В.И. Бельским.
Опера «Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Речитативные сцены героев оперы сообщают всему произведению тот национальный, былевой напевный сказ или распев.

Рихард Вагнер. Тетралогия «Кольцо нибелунга»  Литературные источники «Кольца нибелунга» - сложнейший сплав сюжетных и идейных мотивов. Корни сказания о нибелунгах уходят в глубокую древность германских племен. Мифы и героические скандинавские песни, немецкое сказание «Песнь о нибелунгах», немецкая «народная книга» о неуязвимом («роговом») Зигфриде послужилаи источниками вагнеровского либретто. Действие цикла развертывается на земле, в водах Рейна, под землей, в небесах, среди людей, карликов, богов и завершается космической катастрофой, охватывающей вселенную.
   Мощная музыкально-драматургическая концепция «Кольца нибелунга» нашла яркое воплощение в партитуре. Для ее исполнения Вагнер мобилизовал огромный аппарат оперного театра, гигантский оркестр, сложнейшую сценическую технику. Музыкальная ткань состоит из искусного сплетения лейтмотивов (около ста), раскрывающих символику действия. Велико значение оркестра. Ему зачастую принадлежит главная роль, а по временам он ведет действие один — таковы вступления, оркестровые картины: сцена дочерей Рейна и шествие богов в «Золоте Рейна», «Полет валькирий», «Заклинание огня» в «Валькирии», «Шелест леса» в «Зигфриде» и, наконец, в «Гибели богов» — пролог, путешествие по Рейну, траурный марш Зигфрида и финал.
Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека. Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки.
Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодия- ми, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого»).
Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения.
Рисование образов программной музыки. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Инсценировка народных сказок.
Вокально-хоровая работа.

Поисковая работа:
Составить каталог легенд, преданий, мифов о музыке. Инсценировка легенд, мифов.
Виды   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Пётр Ильич Чайковский
Балет «Спящая красавица»
Николай Римский-Корсаков
"Садко", опера-былина
Рихард Вагнер
Тетралогия «Кольцо нибелунга»
Музыкальный   материал   для   исполнения
"Сказки гуляют по свету"
муз.Е. Птичкин, сл.М. Пляцковский
"Сказки гуляют по свету"
муз.Е. Птичкин, сл.М. Пляцковский (кароке)
муз.Игорь Николаев, сл.Илья Резник
"Маленькая страна" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.