5 класс. 4 четверть. Тема "Связь музыки с другими видами искусства " (9 часов)
28 урок. Тема "Литературная основа симфонической сюиты"
Содержание урока. Тематические линии урока

Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка не пыталась бы перевести на свой язык. Разнообразные стихотворные жанры - элегии и оды, баллады и гимны, поэтические формы - рондо, сонет, октава - все это, помимо традиционных форм песни и романса, зазвучало в музыке, обогатило ее новыми интонациями, новыми средствами выражения. Единый стержень для музыки и литературуты является интонация. Мы слышим в разговорной в литературной и в музыкальной речи разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные.
При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения – даже чисто инструментального, - можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи. 

Став принадлежностью музыки, литературные образы вошли в кантаты, оратории, оперы и даже охватили область инструментальной музыки. 
Сюита - одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке.

Восточный фольклор в музыке Н.А. Римского-Корсакова. Тема Востока была одной из излюбленных тем в русской музыке XIX века, породившей немало подлинно прекрасных её страниц. Сказочный мир Востока раскрывали перед нами и Глинка в опере «Руслан и Людмила», и Бородин в опере «Князь Игорь, немало восточных тем встречается и в симфонической музыке русских композиторов, и в камерно-вокальном творчестве.
    Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.
   Арабские сказки  «Тысячи и одной ночи» (1300-е гг.) стали основой, источником вдохновения для создания сюиты. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.
   В программе сюиты нет последовательного сюжета, нет никаких пояснений и к содержанию сказок. Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море и корабль Синдбада», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». Поэтому музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами. Сюита - образец эпического симфонизма, в ней проявляются принципы эпической музыкальной драматургии (контраст, сопоставление образов).

Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт». В основу либретто положена драматическая поэма «Пер Гюнт» по одноименной пьесе Генрика Ибсен. Основная тема поэмы - проблема самоопределения и реализации человека, бессмысленности и поиска жизненного пути. В драме противопоставляются два мира: мир норвежского крестьянства и романтический мир фольклора. Реальный мир изображается традиционно, а мир фольклора трансформируется - персонажи предстают в новом свете. Эдварду Григу удалось воплотить в жизнь музыкальные образы и подчеркнуть характеры, прописанные Генриком Ибсеном. Мастерство и талант помогли возвысить театральную музыку, дав ей право на самостоятельное существование.
Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки.
Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого»).
Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения.
Рисование образов программной музыки. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Знакомство учащихся с произведениями программной инструментальной музыкой, созданной на основе различных литературных источников.

Поисковая работа:
Подобрать сказки, иллюстрирующие симфоническую сюиту «Шехеразада».
Подготовить устный журнал «Театральная пьеса Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

Вокально-хоровая работа.
Виды   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Н. А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита "Шехеразада", дир.В.Гергиев
Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» (Тысяча и одна ночь)
Римский-Корсаков
Балет «Шехеразада»
Э. Григ. Сюиты №1 и №2 из музыки к драме
Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Э. Григ. Сюиты  к драме
Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Эдвард Григ
Балет  «Пер Гюнт»
Музыкальный   материал   для   исполнения
муз.Александр Ермолов, сл. Михаил Загот
"Добрые Сказки"
Александр Ермолов
«Добрые сказки» (кароке)
муз.Е. Птичкин, сл.М. Пляцковский
"Сказки гуляют по свету"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.