Содержание урока. Тематические линии урока
Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка не пыталась бы перевести на свой язык. Разнообразные стихотворные жанры - элегии и оды, баллады и гимны, поэтические формы - рондо, сонет, октава - все это, помимо традиционных форм песни и романса, зазвучало в музыке, обогатило ее новыми интонациями, новыми средствами выражения. Единый стержень для музыки и литературуты является интонация. Мы слышим в разговорной в литературной и в музыкальной речи разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные.
При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения – даже чисто инструментального, - можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи.
Став принадлежностью музыки, литературные образы вошли в кантаты, оратории, оперы и даже охватили область инструментальной музыки.
Сюита - одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке.
Восточный фольклор в музыке Н.А. Римского-Корсакова. Тема Востока была одной из излюбленных тем в русской музыке XIX века, породившей немало подлинно прекрасных её страниц. Сказочный мир Востока раскрывали перед нами и Глинка в опере «Руслан и Людмила», и Бородин в опере «Князь Игорь, немало восточных тем встречается и в симфонической музыке русских композиторов, и в камерно-вокальном творчестве.
Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.
Арабские сказки «Тысячи и одной ночи» (1300-е гг.) стали основой, источником вдохновения для создания сюиты. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.
В программе сюиты нет последовательного сюжета, нет никаких пояснений и к содержанию сказок. Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море и корабль Синдбада», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». Поэтому музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами. Сюита - образец эпического симфонизма, в ней проявляются принципы эпической музыкальной драматургии (контраст, сопоставление образов).
Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт». В основу либретто положена драматическая поэма «Пер Гюнт» по одноименной пьесе Генрика Ибсен. Основная тема поэмы - проблема самоопределения и реализации человека, бессмысленности и поиска жизненного пути. В драме противопоставляются два мира: мир норвежского крестьянства и романтический мир фольклора. Реальный мир изображается традиционно, а мир фольклора трансформируется - персонажи предстают в новом свете. Эдварду Григу удалось воплотить в жизнь музыкальные образы и подчеркнуть характеры, прописанные Генриком Ибсеном. Мастерство и талант помогли возвысить театральную музыку, дав ей право на самостоятельное существование.