Содержание урока. Тематические линии урока
Театр без литературной основы не может существовать. Любой спектакль начинается с пьесы или написания инсценировки, композиции, ведь в слове автора рождается тема, идея произведения. Неразделимая связь музыки и литературы в оперном жанре: либретто, ария, вокальные ансамбли: дуэт, трио, квартет и т.д., оркестр, дирижер, театр. Арии, дуэты, ансамбли и хоры не просто исполняются, они служат средством передачи драматических событий и развития сюжета. И ведь, чтобы эти элементы были гармоничны, нужно либретто, которое бы умело сочеталось с музыкой, придавая ей дополнительную смысловую нагрузку.
Опера — это одно из самых ярких проявлений в искусстве. Она сочетает в себе музыку, танец, драматургию и визуальное искусство. Каждый из этих элементов несет определенную информацию для зрителя и слушателя. Но несмотря на то, что музыка — главный элемент оперы, текст играет немаловажную роль в создании музыкально-драматических произведений.
- Либретто — это текст, который описывает диалоги, действия и эмоции персонажей на сцене в опере или музыкальном театре. Оно существенно для создания музыкально-драматических произведений, так как через слова и песни оно позволяет перенести определенные эмоции и идеи на аудиторию.
- Без либретто, музыкальное произведение было бы просто инструментальной композицией без содержания и смысла. Либретто является фундаментом, на котором строится: музыка, костюмы, декорации, освещение. Причем каждый деталь во время постановки определяется текстом либретто.
В.Моцарт «Свадьба фигаро». Ария Фигаро «Мальчик резвый кудрявый влюбленный». Сюжет комедии Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро"и опера Моцарта заключают в себе социальную идею, направленную против феодальных порядков с их продажностью и фальшью, противопоставление глупых и развратных господ и умных слуг, одерживающих победу.
Опера написана в традициях итальянской оперы - buffa (комические недоразумения, неузнавания, переодеваниями). Вместе с тем Моцарт в своей опере вышел за рамки жанра оперы - buffa, создав в ней реалистическую комедию характеров. Моцарт обнаруживает здесь бесконечное разнообразие и гибкость приемов, иногда раскрывая то наиболее характерные черты данного героя, то подчиняя их общей драматической ситуации.
В образе Фигаро подчеркивается быстрота и решительность действий, находчивость, сообразительность, активность, ловкость, его арии, речитативы, реплики в ансамблях отличаются подвижным темпом, мужественностью, подчас грубоватой простотой.
Глинка М.И. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила». Опера написана на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. в которой воспел людей сильных и мужественных, верных и добрых, воспел честность, справедливость и любовь. Немало черт роднит оперу Глинки с русской былиной: это дух высокого патриотизма, величавость образов, сочетание реальной жизни со сказочным вымыслом. Певец-сказитель Баян поет песню «Дела давно минувших дней…», аккомпанирует себе на гуслях – древнем русском народном инструменте. Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественность повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с инструментальными отыгрышами.
П.И. Чайковский. Балет "Спящая красавица". "Вальс цветов" - это вальс счасть, он звучит во время свадебного торжества Маши и Принца. На премьере его танцевали 8 солисток и 48 танцовщицков и танцовщиц кордебалета, одетых в розовые платья. Поэтому вальс ещё называют «розовым». Чайковский придумал очень нарядную оркестровку: волшебное вступление арф и затем валторны в красивой, волнами льющейся теме.
П.И. Чайковский. Балет "Лебединое озеро", "Танец маленьких лебедей". Музыка танца маленьких лебедей очень проста и вместе с тем привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучания деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят «топчущиеся» изящные и слаженные движения танцующих маленьких лебедей.