Содержание урока. Тематические линии урока
Опера — это одно из самых ярких проявлений в искусстве. Она сочетает в себе музыку, танец, драматургию и визуальное искусство. Каждый из этих элементов несет определенную информацию для зрителя и слушателя. Но несмотря на то, что музыка — главный элемент оперы, текст играет немаловажную роль в создании музыкально-драматических произведений.
Театр без литературной основы не может существовать. Любой спектакль начинается с пьесы или написания инсценировки, композиции, ведь в слове автора рождается тема, идея произведения. Неразделимая связь музыки и литературы в оперном жанре: либретто, ария, вокальные ансамбли: дуэт, трио, квартет и т.д., оркестр, дирижер, театр. Арии, дуэты, ансамбли и хоры не просто исполняются, они служат средством передачи драматических событий и развития сюжета. И ведь, чтобы эти элементы были гармоничны, нужно либретто, которое бы умело сочеталось с музыкой, придавая ей дополнительную смысловую нагрузку.
- Либретто — это текст, который описывает диалоги, действия и эмоции персонажей на сцене в опере или музыкальном театре. Оно существенно для создания музыкально-драматических произведений, так как через слова и песни оно позволяет перенести определенные эмоции и идеи на аудиторию.
- Без либретто, музыкальное произведение было бы просто инструментальной композицией без содержания и смысла. Либретто является фундаментом, на котором строится: музыка, костюмы, декорации, освещение. Причем каждый деталь во время постановки определяется текстом либретто.
В.Моцарт «Свадьба фигаро». Ария Фигаро «Мальчик резвый кудрявый влюбленный». Сюжет комедии Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро"и опера Моцарта заключают в себе социальную идею, направленную против феодальных порядков с их продажностью и фальшью, противопоставление глупых и развратных господ и умных слуг, одерживающих победу.
Опера написана в традициях итальянской оперы - buffa (комические недоразумения, неузнавания, переодеваниями). Вместе с тем Моцарт в своей опере вышел за рамки жанра оперы - buffa, создав в ней реалистическую комедию характеров. Моцарт обнаруживает здесь бесконечное разнообразие и гибкость приемов, иногда раскрывая то наиболее характерные черты данного героя, то подчиняя их общей драматической ситуации.
В образе Фигаро подчеркивается быстрота и решительность действий, находчивость, сообразительность, активность, ловкость, его арии, речитативы, реплики в ансамблях отличаются подвижным темпом, мужественностью, подчас грубоватой простотой.
Глинка М.И. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила». Опера написана на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. в которой воспел людей сильных и мужественных, верных и добрых, воспел честность, справедливость и любовь. Немало черт роднит оперу Глинки с русской былиной: это дух высокого патриотизма, величавость образов, сочетание реальной жизни со сказочным вымыслом. Певец-сказитель Баян поет песню «Дела давно минувших дней…», аккомпанирует себе на гуслях – древнем русском народном инструменте. Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественность повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с инструментальными отыгрышами.
Николай Андреевич Римский-Корсаков, русский композитор-сказочник написал оперу-былину "Садко".
Оркестровое вступление «Окиан-море синее» рисует спокойную, но грозную морскую стихию (звуковая картина состоит из мотива, состоящего всего из трех звуков)
Песня Садко "Ой ты, тёмная дубравушка", «Берег Ильмень-озера: на берегу бел-горюч камень. Светлая летняя ночь. Рогатый месяц на ущербе. Садко сидит на камне. В руках у него гусли». Грустно на душе у Садко: «людям стали уж не надобны мои гусельки яровчаты». Он поет о своих мечтах.
Хороводная песня Садко "Заиграйте, мои гусельки". Услышало его Ильмень-озеро: легкий ветерок прошелся по его глади, всколыхнул воду, прошелестел тростниками. Видит Садко, как стая лебедей плывет к берегу. Приплыли они и превратились в девиц красных, а среди них царевна морская Волхова, дочь царя морского. Садко играет наигрыш и запевает хороводную песню. Дочери царя морского водят хороводы, а царевна садится около него и плетет ему венок — залюбовался Садко Волховой. Плененная пением Садко, царевна морская пообещала ему на прощание три рыбки золото-перо, что живут в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье.
Опера "Садко". Пляски рыбок. Н.А. Римский-Корсаков
Песня Веденецкого гостя (Веденецкого значит Венецианского, то есть из Италии).