5 класс. 30 урок (учителю)
5 класс. Урок 30. Тема "Музыка и литература"
Содержание урока. Тематические линии урока

Произведения искусства: музыки, изобразительного искусства, литературы.  рождаются из единого источника - жизни. 

В театре тенденция синтеза искусств играет важнейшую роль: драматическое и художественное слово, музыки, пантомима, хореография.
Либретто — это текст, в котором описываются сюжетные повороты, характеры и действия персонажей, передавая эмоции и настроение. Оно является основой и направляющим началом для создания музыкальной драматургии.
Либретто помогает композитору гармонично вписать музыку в сценарий, создавая правильное настроение для каждой сцены и персонажа. Это позволяет более точно передать эмоции и чувства, вызванные событиями на сцене, т.к. действие развивается через цепочку событий.
Либретто — это важнейший элемент музыкально-драматических произведений, который не только определяет написание музыки, но и помогает создавать глубокое эмоциональное соединение между персонажами и театральной аудиторией.

Связь музыки и литературы бесспорна и очевидна - это временные виды искусства, которые взаимодействуют в едином потоке звучания, а вот музыка и изобразительное искусство образуют более сложный союз. Изобразительное искусство - явление пространственное, это цвет, линии и формы. Встретиться они могут в опере, балете, либо в другом музыкальном спектакле, где действие требует и музыкального выражения, и декоративного оформления.
Музыка может вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами - стала зримой.
Есть даже такое выражение - «музыкальная живопись».
Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства хотя лежат в разных плоскостях по воздействию на человека, но у них есть аналогичные понятия: ритм, композиция, гармония - колорит, лад-настроение, линия - мелодия-рисунок, пятно — созвучие, тембр - манера, стиль, светлотность — динамика и т. д.

Опера Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Композитор обратившись к Пушкинской сказке бережно и любовно сохранил основные сцены и образы. Он воплотил их в опере с изумляющей художественной силой и богатством фантазии, сохранил и сам дух лёгкого сказочного повествования в самобытном национальном стиле. Спектакль поставил выдающийся дирижёр и музыкант М. Ипполитов-Иванов, декорации выполнил талантливейший, необычайно самобытный художник М. Врубель, а исполнители - ведущие солисты Мамонтовской оперы. Поэтичная Царевна Лебедь покорила и композитора, и публику.

«Слово» и «Музыка» - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят, приходят к согласию и взаимопониманию. Их взаимодействие порождают шедевры – песни, романсы, оперы. Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.
Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются.

Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими. Произведение всегда предназначается для определённого голоса - сопрано, тенора, баритона или баса, что придаёт ему тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении.
Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.).

А случается и так, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно бы было забыто. Такое «чудо прикосновения» происходило с творчеством многих поэтов, чьи скромные произведения составляли как бы «второй план» (второй план – здесь: менее ценный, менее значительный) литературы.

Русская поэзия является неисчерпаемым источником для написания песен. В других странах существуют свои замечательные сборники стихов, которые превращаются в замечательные песни, пронизанные народным духом.
Средства музыкальной выразительности могут и без слов сказать о музыке очень многое. Такая способность музыки к высокому обобщению проявила себя ещё в одном песенном жанре - жанре песни без слов.

Песни звучали, в основном, в деревнях. В городе постепенно стали появляться городские песни - романсы. Авторы их часто были неизвестны. Романсы сочиняли в основном известные композиторы и поэты.
Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Романс - музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.
Содержание романсов разнообразно: о любви, о природе, как музыкальный жанр романс со временем расширил свои рамки, наполнился шуточным, сатирическим содержанием. Потом появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. Все они глубоко и тонко передают душевный мир человека и широкий круг явлений действительности, отличались теплотой, задушевностью, выражали разные переживания человека.
Романс стал неотъемлемой частью русского музыкального искусства и, может быть, даже больше, чем другие жанры, оказался созвучным духовному складу русской души. У истоков русского романса стояли А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.
Романс близок песне, он связан со словом, стихами, поется голосом. Но есть произведения инструментальной музыки, которые тоже называются романсами. В таких пьесах всегда есть певучая, песенная мелодия. Но она не поется голосом, а играется на каком-либо музыкальном инструменте.

«Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина  переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание». И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.
В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки;
- импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»);
- сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения
Виды   и  формы  деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Что роднит музыку
с литературой
Опера Н.А. Римского-Корсакова
"Сказка о царе Салтане"
Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.
Романс «Черепахи Тортиллы»
Что роднит музыку
с изобразительным искусством
 Георгий Свиридов
" Романс " сюита "Метель"
Муз.А. Рыбникова, сл.Ю. Энтина
Приключения Буратино. Финальная песня
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
«Детство — это я и ты»
Муз.Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
«Детство — это я и ты» (караоке)
Муз. И. Дунаевский, сл.В. Лебедев-Кумач и «Весёлый ветер»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.