Содержание урока. Тематические линии урока
Произведения музыки, изобразительного искусства, литературы рождаются из единого источника - жизни.
В театре тенденция синтеза искусств играет важнейшую роль: драматическое и художественное слово, музыки, пантомима, хореография.
Либретто — это текст, в котором описываются сюжетные повороты, характеры и действия персонажей, передавая эмоции и настроение. Оно является основой и направляющим началом для создания музыкальной драматургии.
Либретто помогает композитору гармонично вписать музыку в сценарий, создавая правильное настроение для каждой сцены и персонажа. Это позволяет более точно передать эмоции и чувства, вызванные событиями на сцене, т.к. действие развивается через цепочку событий.
Либретто — это важнейший элемент музыкально-драматических произведений, который не только определяет написание музыки, но и помогает создавать глубокое эмоциональное соединение между персонажами и театральной аудиторией.
Связь музыки и литературы бесспорна и очевидна - это временные виды искусства, которые взаимодействуют в едином потоке звучания, а вот музыка и изобразительное искусство образуют более сложный союз. Изобразительное искусство - явление пространственное, это цвет, линии и формы. Встретиться они могут в опере, балете, либо в другом музыкальном спектакле, где действие требует и музыкального выражения, и декоративного оформления.
Музыка может вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами - стала зримой.
Есть даже такое выражение - «музыкальная живопись».
Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства хотя лежат в разных плоскостях по воздействию на человека, но у них есть аналогичные понятия: ритм, композиция, гармония - колорит, лад-настроение, линия - мелодия-рисунок, пятно — созвучие, тембр - манера, стиль, светлотность — динамика и т. д.
Опера Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Композитор обратившись к Пушкинской сказке бережно и любовно сохранил основные сцены и образы. Он воплотил их в опере с изумляющей художественной силой и богатством фантазии, сохранил и сам дух лёгкого сказочного повествования в самобытном национальном стиле. Спектакль поставил выдающийся дирижёр и музыкант М. Ипполитов-Иванов, декорации выполнил талантливейший, необычайно самобытный художник М. Врубель, а исполнители - ведущие солисты Мамонтовской оперы. Поэтичная Царевна Лебедь покорила и композитора, и публику.
"Аве Мария". В искусстве есть великие, вечные темы. Музыка пробуждает фантазию художников и скульпторов равно так же, как и изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов. Образ Девы-Матери, прекрасной и доброй заступницы, находит отклик в людских сердцах независимо от вероисповедания. И само сочетание слов «Ave Maria» своим звучанием уже рождает музыку. Наверное, поэтому композиторы так любят создавать мелодии на этот текст, а публика – слушать. Аве Мария – начальная фраза молитвы, которая представляет собой приветствие архангела Гавриила Пресвятой Деве, когда он сообщал ей весть о будущем рождении от нее Иисуса Христа.