Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка и изобразительное искусство являются важнейшими составляющими культуры человечества. Музыка и живопись очень близки друг другу. Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость.
Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, можно обратить внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности.
В изобразительном искусстве, рассматривая рисунок, обращаем внимание на его линию, штрих, можно сказать, вслушиваемся в них. А в музыке как бы всматриваемся в мелодическую линию, звуковысотный и ритмический рисунки, запечатлённые в нотной записи.
Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи есть своя палитра оттенков. Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, изобразительных) в определённой последовательности. С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.
Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии - успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряженность, драматизм образа.
Музыка - это язык, способный передать эмоции и чувства, которые порой сложно выразить словами, тем более красками.
Но на протяжении веков художники стремятся зафиксировать эту неуловимую, меняющуюся ежесекундно эмоциональность, в своих полотнах, используя форму, цвет и композицию. Они как бы останавливают течение музыкальной мелодии, и, как фотограф, на мгновение останавливают жизнь, запечатлевая одну неповторимую секунду бесконечности.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис - художник и композитор, который сумел создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы. Он один из первых художников XX века, который открыл путь Новой Красоты и провели туда, где творчество космическое соприкасается с земным. Его символически-обобщённые произведения, переносили слушателей в мир сказки, астральных мифов, народных представлений. Живописные произведения художника созданы в духе модерна, сочетающие влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства.
К. Дебюсси «Бергамская сюита». Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма (Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление»). Стиль этого композитора можно охарактеризовать такими словами: "утончённость","поэтичность","изысканность", "оригинальность созвучия", "Словно повисают в воздухе", "прозрачная , кружевная фактура ("звуковая одежда"). Наиболее близки музыке К.Дебюсси пастельные тона, акварельные краски.
Художники импрессионисты пытались запечатлеть на полотнах изменчивость и непостоянство мира в отражении своих мимолётных впечатлений, изменение воздуха, света. Начало направлению положила выставка в Париже, где была выставлена работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». В моду вошла новая техника с широкими мазками, а линии и контуры стали менее четкими.