5 класс. 31 урок (учителю)
5 класс. 4 четверть. Тема "Связь музыки с другими видами искусства " (9 часов)
31 урок. Тема "Гармония музыки и красок. «Живописная» музыка"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыка и изобразительное искусство являются важнейшими составляющими культуры человечества. Музыка и живопись очень близки друг другу. Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость.
   Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, можно обратить внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности.
В изобразительном искусстве, рассматривая рисунок, обращаем внимание на его линию, штрих, можно сказать, вслушиваемся в них. А в музыке как бы всматриваемся в мелодическую линию, звуковысотный и ритмический рисунки, запечатлённые в нотной записи.
    Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи есть своя палитра оттенков. Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, изобразительных) в определённой последовательности. С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.
   Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии - успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряженность, драматизм образа.
   Музыка - это язык, способный передать эмоции и чувства, которые порой сложно выразить словами, тем более красками.
Но на протяжении веков художники стремятся зафиксировать эту неуловимую, меняющуюся ежесекундно эмоциональность, в своих полотнах, используя форму, цвет и композицию. Они как бы останавливают течение музыкальной мелодии, и, как фотограф, на мгновение останавливают жизнь, запечатлевая одну неповторимую секунду бесконечности.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис - художник и композитор, который сумел создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы. Он один из первых художников XX века, который открыл путь Новой Красоты и провели туда, где творчество космическое соприкасается с земным. Его  символически-обобщённые произведения, переносили слушателей в мир сказки, астральных мифов, народных представлений.  Живописные произведения художника созданы в духе модерна, сочетающие влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства. 

К. Дебюсси «Бергамская сюита». Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма (Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление»). Стиль этого композитора можно охарактеризовать такими словами: "утончённость","поэтичность","изысканность", "оригинальность созвучия", "Словно повисают в воздухе", "прозрачная , кружевная фактура ("звуковая одежда"). Наиболее близки музыке К.Дебюсси пастельные тона, акварельные краски. 
   Художники импрессионисты пытались запечатлеть на полотнах изменчивость и непостоянство мира в отражении своих мимолётных впечатлений, изменение воздуха, света. Начало направлению положила выставка в Париже, где была выставлена работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». В моду вошла новая техника с широкими мазками, а линии и контуры стали менее четкими.
Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.
На выбор или факультативно.

Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера.
Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников
Восприятие произведений разных видов искусства.
Зарисовки музыкальных впечатлений.
Вокально-хоровая работа.
Виды   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Что роднит музыку
с изобразительным искусством
Музыкальная живопись
и живописная музыка
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
музыка живописи
П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песня.
/Картины Левитана/
Картины Левитана
под музыку Чайковского
Живописная музыка...музыкальная живопись ...посвящённая творчеству Клода Моне
К. Дебюсси "Лунный свет"
из "Бергамасской сюиты"
К. Дебюсси
«Лунный свет» из «Бергамской сюиты»
К.Дебюсси. "Лунный свет" для фортепиано в переложении для хора a capella
К. Дебюсси «Отображения в воде»
из цикла «Образы»
Клод Дебюсси - Reflets dans l'eau
"Отражения в воде"
Клод Моне.
Водяные лилии и кувшинки
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Ю. Климов, сл Н. Бромлей
"Скажи, скажи, художник"
Муз. Ю. Климов, сл Н. Бромлей
"Скажи, скажи, художник" (кароке)
Франц Шуберт, русский текст А. Плещеева
«Ave, Maria»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.