5 класс. Урок 34. Тема "Музыка и изобразительное искусство "
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира, увиденный пейзаж, людей, реальные события, которые их взволновали, затронули. 
   Красками можно изобразить не только пейзаж, но и портрет человека или сказочного героя, но только краски должны быть музыкальными. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. 
   Композитор, сочинивший романс, оперу и балет, может «нарисовать» музыкальный портрет реального человека, исторического героя или сказочного персонажа, изобразить характер, передать конкретные черты. 
  Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Понятия «музыкальная живопись» и «живописная музыка» связаны с взаимосвязью музыки и изобразительного искусства. 
Музыкальная живопись — это изображение музыкальных сцен, музыкантов и инструментов, можно увидеть людей, играющих на инструментах, концерты, музыкальные инструменты. Художники могут создавать работы в ответ на музыкальные произведения или, наоборот, интерпретировать своё собственное видение музыки. Музыкальная живопись часто акцентирует внимание на передаче не только визуальных, но и эмоциональных ощущений.

Живописная музыка — это музыка, которая вызывает у слушателя яркие образы и картинки в воображении, можно представить себе лес, море или горы. Существуют музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка словно рисует картину.
Вступление к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» — пример «музыкальной живописи» — изображения в музыке просыпающейся русской природы.

Р.Шуман. фортепианный цикл «Карнавал». Композитор вошел в историю музыки как мастер психологического «портрета» и музыкального «рассказа».
В годы юности он умело рисовал музыкальные портреты людей, обладал удивительной способностью выражать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении. В фортепианном цикле «Карнавал» герои словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят, погруженные в свои мысли, персонажи-маски.
"Арлекин" - гибкий, пружинистый, весь в движении, он производит эффект отчаянно рискованными прыжками, ловкостью искусного гимнаста. Скачки на широкие интервалы, акцентирование слабой доли такта, следующей за взлетом, создают иллюзию прыжка и падения.
"Шопен" предстает как лирик, как автор поэтических ноктюрнов. Для большей убедительности Шуман использует из шопеновского музыкального арсенала ряд характерных приемов: насыщенный гармонический фон, и выразительную, кантиленную мелодию глубокого дыхания.

Мусоргский. Опера "Хованщина". Вступление «Рассвет на Москве-реке» — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. 
Музыка вступления начинаетя с долгого вступительного звука восходящая мелодия у альтов. Ее подхватывает солирующая флейта, унося ввысь, где ее, в свою очередь, поддерживает дрожащее тремоло скрипок. На этом фоне вторые скрипки с гобоем запевают широкую народного характера мелодию, после которой соло кларнета звучит как крик петуха, возвещающего рассвет. Ему отвечает клич валторны. Переклички инструментов продолжаются и дальше на постепенно уплотняющемся оркестровом фоне. Вот уже раздольная песня у гобоя сопровождается непрерывно льющимися пассажами скрипок — как будто потоком солнечных лучей.
Другая тема, близкая по характеру первой, появляется в более плотном звучании — кларнетов, фаготов и виолончелей. Валторны, арфы, литавры и тамтам с пиццикато контрабасов имитируют колокольный звон. Он все более разрастается, хотя и в пределах пианиссимо. Распевные мотивы становятся постепенно все короче и истаивают. Лишь легчайшее тремоло скрипок да восходящие ввысь отдельные звуки флейты и арфы завершают эту лаконичную зарисовку.

Франц Шуберт "Вечерняя серенада". Благодаря Шуберту жанр песни вошел в классическую музыку, получил свою форму и был возвен в степень художественного совершенства. Шуберт является автором более 600 песен, в том числе, на стихи Иоганна Вольфганга фон Гёте, Генриха Гейне и других знаменитых немецких поэтов. «Серенада» Франца Шуберта вошла в сборник «Лебединая песня». Это романтическая песня, которую молодой человек в поздний час, изливая свои чувства, исполняет для своей возлюбленной. Нежно обращаясь к ней, он с мольбами просит о скорой встрече.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера;

вариативно:

рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера
Виды   и  формы   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Пётр Чайковский
"Времена года"
Р.Шуман. Карнавал "Шопен"
R.Schumann Carnival “Chopin”
Р.Шуман. Альбом для юношества
 "Дед Мороз"
С.Рахманинов,  романс
"Весенние воды!
Франц Шуберт
"Вечерняя серенада"
М. П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (увертюра к опере «Хованщина»)
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. А. Рыбникова, сл.Ю. Энтина
«Бу-ра-ти-но!» (караоке)

Муз. и сл. Т. Залужная
"Художник рисует нам лето"
Муз. и сл. Т. Залужная
"Художник рисует нам лето" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.