5 класс. 4 четверть. Тема "Связь музыки с другими видами искусства " (9 часов)
32 урок. Тема "Музыкальный и акварельный портреты"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира, увиденный пейзаж, людей, реальные события, которые их взволновали, затронули. 
   Красками можно изобразить не только пейзаж, но и портрет человека или сказочного героя, но только краски должны быть музыкальными. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. 
   Композитор, сочинивший романс, оперу и балет, может «нарисовать» музыкальный портрет реального человека, исторического героя или сказочного персонажа, изобразить характер, передать конкретные черты. 
  Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Р.Шуман. фортепианный цикл «Карнавал». Композитор вошел в историю музыки как мастер психологического «портрета» и музыкального «рассказа».
В годы юности он умело рисовал музыкальные портреты людей, обладал удивительной способностью выражать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении. В фортепианном цикле «Карнавал» герои словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят, погруженные в свои мысли, персонажи-маски.
"Арлекин" - гибкий, пружинистый, весь в движении, он производит эффект отчаянно рискованными прыжками, ловкостью искусного гимнаста. Скачки на широкие интервалы, акцентирование слабой доли такта, следующей за взлетом, создают иллюзию прыжка и падения.
"Шопен" предстает как лирик, как автор поэтических ноктюрнов. Для большей убедительности Шуман использует из шопеновского музыкального арсенала ряд характерных приемов: насыщенный гармонический фон, и выразительную, кантиленную мелодию глубокого дыхания.

Людвиг ван Бетховен "К Элизе". Искусство таит много загадок. Современники смотрят на великие картины классиков и гадают, где был написан тот или иной пейзаж, кто стал музой для художника на этом портрете. Читают шедевры литературы и пытаются понять, о ком на страницах идёт речь. Слушают музыку и мечтают узнать, кто вдохновил композитора на её создание.
  Одной из больших загадок, которую уже два столетия пытаются разгадать почитатели творчества Людвига ванн Бетховена, является адресат его последней мелодии под названием «К Элизе...»...прозвучавшей для широкой аудитории лишь спустя сорок лет после смерти гения. Оригинальная партитура этой мелодии не сохранилась, поэтому уже много лет музыковеды и биографы композитора не могут прийти к единому мнению, кому же на самом деле была посвящена «К Элизе».
  В произведении слышатся удивительно трогательно переданы душевные переживания. Возможно именно так лирично, нежно композитор представлял себе, как признается в чувствах своей далекой возлюбленной, лелеет надежду на взаимность и даже радость от предчувствия скорой встречи с любимой. В процессе развития прежняя лирика превращается в мучения, душевные терзания композитора и неизбежное расставание. Заканчивается пьеса возвращением главной темы – любви, но только воспринимается она уже несколько иначе. Удивительно, но если проникнуться этим произведением, можно погрузиться в тайные страницы жизни Бетховена, «услышать» его чувства, которые он питал к своей возлюбленной и ощутить личные переживания композитора о его безответной любви.

Франц Шуберт "Вечерняя серенада". Благодаря Шуберту жанр песни вошел в классическую музыку, получил свою форму и был возвен в степень художественного совершенства. Шуберт является автором более 600 песен, в том числе, на стихи Иоганна Вольфганга фон Гёте, Генриха Гейне и других знаменитых немецких поэтов. «Серенада» Франца Шуберта вошла в сборник «Лебединая песня». Это романтическая песня, которую молодой человек в поздний час, изливая свои чувства, исполняет для своей возлюбленной. Нежно обращаясь к ней, он с мольбами просит о скорой встрече.
Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности.
Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.
На выбор или факультативно.

Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера.
Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников.

Восприятие произведений разных видов искусства.
Зарисовки музыкальных впечатлений.
Вокально-хоровая работа.
Виды   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Балет на музыку Р.Шумана
"Карнавал"
Р.Шуман. Карнавал "Шопен"
R.Schumann Carnival “Chopin”
Р.Шуман. Альбом для юношества
 "Дед Мороз"
Людвиг ван Бетховен.
"К Элизе"
Франц Шуберт
"Вечерняя серенада"
Музыка Lily Dahab по мотивам
импрессиониста Вильяма Хенритса
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. и сл. Т. Залужная
"Художник рисует нам лето"
Муз. и сл. Т. Залужная
"Художник рисует нам лето"
Муз. и сл. Т. Залужная
"Художник рисует нам лето" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.