Содержание урока. Тематические линии урока
Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира, увиденный пейзаж, людей, реальные события, которые их взволновали, затронули.
Красками можно изобразить не только пейзаж, но и портрет человека или сказочного героя, но только краски должны быть музыкальными. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой.
Композитор, сочинивший романс, оперу и балет, может «нарисовать» музыкальный портрет реального человека, исторического героя или сказочного персонажа, изобразить характер, передать конкретные черты.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
Понятия «музыкальная живопись» и «живописная музыка» связаны с взаимосвязью музыки и изобразительного искусства.
Музыкальная живопись — это изображение музыкальных сцен, музыкантов и инструментов, можно увидеть людей, играющих на инструментах, концерты, музыкальные инструменты. Художники могут создавать работы в ответ на музыкальные произведения или, наоборот, интерпретировать своё собственное видение музыки. Музыкальная живопись часто акцентирует внимание на передаче не только визуальных, но и эмоциональных ощущений.
Живописная музыка — это музыка, которая вызывает у слушателя яркие образы и картинки в воображении, можно представить себе лес, море или горы. Существуют музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка словно рисует картину.
Вступление к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» — пример «музыкальной живописи» — изображения в музыке просыпающейся русской природы.
Р.Шуман. фортепианный цикл «Карнавал». Композитор вошел в историю музыки как мастер психологического «портрета» и музыкального «рассказа».
В годы юности он умело рисовал музыкальные портреты людей, обладал удивительной способностью выражать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении. В фортепианном цикле «Карнавал» герои словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят, погруженные в свои мысли, персонажи-маски.
"Арлекин" - гибкий, пружинистый, весь в движении, он производит эффект отчаянно рискованными прыжками, ловкостью искусного гимнаста. Скачки на широкие интервалы, акцентирование слабой доли такта, следующей за взлетом, создают иллюзию прыжка и падения.
"Шопен" предстает как лирик, как автор поэтических ноктюрнов. Для большей убедительности Шуман использует из шопеновского музыкального арсенала ряд характерных приемов: насыщенный гармонический фон, и выразительную, кантиленную мелодию глубокого дыхания.
Мусоргский. Опера "Хованщина". Вступление «Рассвет на Москве-реке» — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России.
Музыка вступления начинаетя с долгого вступительного звука восходящая мелодия у альтов. Ее подхватывает солирующая флейта, унося ввысь, где ее, в свою очередь, поддерживает дрожащее тремоло скрипок. На этом фоне вторые скрипки с гобоем запевают широкую народного характера мелодию, после которой соло кларнета звучит как крик петуха, возвещающего рассвет. Ему отвечает клич валторны. Переклички инструментов продолжаются и дальше на постепенно уплотняющемся оркестровом фоне. Вот уже раздольная песня у гобоя сопровождается непрерывно льющимися пассажами скрипок — как будто потоком солнечных лучей.
Другая тема, близкая по характеру первой, появляется в более плотном звучании — кларнетов, фаготов и виолончелей. Валторны, арфы, литавры и тамтам с пиццикато контрабасов имитируют колокольный звон. Он все более разрастается, хотя и в пределах пианиссимо. Распевные мотивы становятся постепенно все короче и истаивают. Лишь легчайшее тремоло скрипок да восходящие ввысь отдельные звуки флейты и арфы завершают эту лаконичную зарисовку.
Франц Шуберт "Вечерняя серенада". Благодаря Шуберту жанр песни вошел в классическую музыку, получил свою форму и был возвен в степень художественного совершенства. Шуберт является автором более 600 песен, в том числе, на стихи Иоганна Вольфганга фон Гёте, Генриха Гейне и других знаменитых немецких поэтов. «Серенада» Франца Шуберта вошла в сборник «Лебединая песня». Это романтическая песня, которую молодой человек в поздний час, изливая свои чувства, исполняет для своей возлюбленной. Нежно обращаясь к ней, он с мольбами просит о скорой встрече.