6 класс. Урок 4. Тема "На рубежах культур"
Содержание урока. Тематические линии урока

     Истоки культуры родного края, конечно же нужно искать в истории, в древней музыкальной культуре, и даже в музыкальной археологии, которая изучает памятники искусства, исследует развитие музыкальной культуры.
    Люди в древности во многих культурах воспринимали звук как некую магию, например, в древности считалось, что болезнь — следствие сглаза, порча. И звук, как некое магическое средство, должен был оберегать. Женщины в Новгороде носили шумящие привески. С одной стороны, украшение, с другой — оберег. Как деталь одежды и украшение также использовались бубенчики. У детей в карманах были бубенцы, чтобы родители слышали ребёнка. «Беспокоимся, если вдруг замолчали бубенчики. Значит, что-то случилось, или ребёнок затаился и что-то вытворяет, как это обычно бывает, когда дети умолкают». Ночь в средневековом Новгороде не была тихой, изо всех концов города раздавался звук колотушки ночного сторожа. И такая традиция в некоторых районах области сохранялась буквально до наших дней. Жители Пестовского района рассказывали, что спят спокойно, только когда слышно колотушку. Если звук замолкал, становилось понятно, что что-то случилось.

   Долгое время считалось, что самый древний струнный музыкальный инструмент в Новгороде — это гусли. Подставки под струны были числе находок времён Х века. У этого инструмента три названия: гудок, гусли, в Чехии - скрипка. Из духовых инструментов в Новгороде находят свистки: корабельные, соколинные (чтобы подозвать птицу), керамические свистульки. Сопели — продольные флейты, которые с одной стороны закрыты пыжом (чтобы  играть одной рукой), мог играть либо на двух сопелях одновременно, либо взять ударный инструмент, например, трещотку для сопровождения пляски.
Новгородцы использовали жужжащие пластинки, чуринги. Когда на нитке раскручивали деревянную дощечку, и она издавала звук. У африканских племён это мог быть ритуальный инструмент, а в древнем Новгороде это было детской игрушкой. Брунчалки (на верёвку крепилась косточка, использовались также пуговицы или катушки) - нитка раскручивалась и брунчалка начинала жужжать. К городам, в которых обнаружены свидетельства сложных деревянных музыкальных инструментов, то есть к Новгороду и Пскову прибавился третий город - Старая Ладога. В Старой Ладоге в слое не позднее X в. обнаружен шпенек - деталь струнного музыкального инструмента, вероятно, гудка.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения; изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно - исполнителей, исследователей традиционного фольклора;

вариативно:

- участие в этнографической экспедиции;
- посещение (участие) в фестивале традиционной культуры
Виды  и  формы   деятельности    обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
ИСТОРИЯ ДОНЕЦКА,
ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Музыкальная археология в Центре музыкальных древностей В. И. Поветкина
Музейная
археология Донбасса
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.П.Аедоницкий, сл. И.Шаферан
«Красно солнышко»
Муз.П.Аедоницкий, сл. И.Шаферан
«Красно солнышко» (кароке)
"РОДИНА МОЯ" #МУЗЫКАВМЕСТЕ #ПЕСНИВЕЛИКОЙСТРАНЫ
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.