6 класс. 1 четверть. Тема "Русская классическая музыка" (7 часов)
6 урок. Тема "Мир чарующих звуков: романс"
Содержание урока. Тематические линии урока

   Представители дворянского сословия и люди разных чинов считали обязательным среди предметов домашнего обихода иметь какой-либо музыкальный инструмент: скрипку, гитару, арфу или фортепиано. Салонная культура появилась в среде высших сословий, дворянства, аристократии. Музыка пронизывала весь быт образованных слоёв общества. Трудно было найти такой интеллигентный дом, в котором бы не пели, не играли на фортепиано, на арфе, или на скрипке. Иногда складывались целые семейные ансамбли. На почве общих музыкальных интересов возникали музыкальные салоны (они назывались по-разному - кружки, собрания, салоны, куда приходили люди для того, чтобы насладиться слушанием или исполнением любимых произведений.
Умение петь романсы и арии, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или в ансамбле начинает рассматриваться как признак благородной утонченности манер. Многочисленные музыкальные салоны появлялись как в столицах (Москва, Петербург), так и в усадьбах, в особенности тех, где имелись крепостные оркестры.     В музыкальных салонах часто получали апробацию новые или малоизвестные сочинения, выдвигались молодые музыкальные таланты. Так, молодой Глинка приобрел известность благодаря своим выступлениями в петербургских музыкальных салонах.
   В  благоприятных условиях в первой половине XIX века формировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев.
   Романс - камерный жанр, обычно лирического содержания, сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.
    Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, он более певуч и его мелодическая линия очень выразительна. Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Аккомпанемент романса является полноправным участником ансамбля.
   Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Бородин, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов. Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр, Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович, С. Прокофьев, Г. Свиридов.
      Популярные романсы:
«Соловей» - музыка А. Алябьева, слова А. Дельвига. Романс, который относится к шедеврам камерно-вокального жанра, Александр Алябьев написал его, будучи в заточении по ложному обвинению в убийстве в 1825 году. В музыкальном подлиннике романса нет виртуозных вокальных пассажей, они были впоследствии добавлены исполнителями.
   «Я помню чудное мгновенье» - музыка М. Глинки, слова А. Пушкина. Эту жемчужину, являющуюся классическим образцом русского романса, Михаил Иванович Глинка посвятил Екатерине Керн, к которой питал глубокие чувства. В свою очередь, на создание великолепной поэтической основы романса Александра Сергеевича Пушкина вдохновила мать Екатерины – Анна Керн. Мелодия романса изящна, проникновенна и певуча, она выразительно раскрывает романтические чувства лирического героя.
   Глинка романс «Я помню чудное мгновенье»
«Средь шумного бала» музыка П.И. Чайковского, слова А.К. Толстого. Написанная в жанре вальса, эта вокальная композиция гениального русского композитора сразу приобрела большую популярность. Романс, имеющий красивую мелодическую линию, очень выразителен и лиричен, но самое главное, он написан так удобно, что его легко можно исполнить в домашнем музицировании.
    «Гори, гори, моя звезда…» — музыка П. Булахова, слова В. Чуевского. Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет, так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.
    «Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем, что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.

    Помимо популярных разновидностей русского романса, таких как классический, городской, жестокий и цыганский существовали ещё и другие подвиды этого жанра, например: казачий, белогвардейский, актёрский, салонный, дворянский, иронический и романс – ответ.
Эльдар Рязанов своей экранизации пьесы Александра Островского «Бесприданница» не случайно дал название «Жестокий романс» ведь излюбленными темами подобного вокального жанра был трагический исход. Разумеется, в музыкальном оформлении фильма очень много романсов, которые написал выдающийся композитор Андрей Петров. Среди вокальных композиций фильма особо следует отметить «А напоследок я скажу» на слова Б. Ахмадулиной, «Под лаской плюшевого пледа» на слова Марины Цветаевой, «Мохнатый шмель» - на слова Р. Киплинга, в переводе Т. Кружкова.
  
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композитором-классиком.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно.

Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых русской культуре XIX века.
Создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века.
Реконструкция костюмированного бала, музыкального салона.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Муз.Т.Муриной,сл.А.Пушкина
романс "Пускай увенчанный любовью красоты" 
Муз. А.Дикова, сл.А.Пушкина
"Сожженное письмо"
"Зимняя дорога"
романс на стихи Пушкина
Муз.А.Журбина, ст. Д.Давыдова
"Не пробуждай" 
Литературные салоны
пушкинской поры
Романс П.Д.Малашкина на стихи Ф.И.Тютчева
"Я встретил Вас"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Сл. и муз.Е.Д.Юрьева
"В лунном сиянье снег серебрится"
Старинный русский романс
"В лунном сиянии снег серебрится"
Сл. и муз.Е.Д.Юрьева
"В лунном сиянье снег серебрится" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.