Содержание урока. Тематические лини урока.
Всё движется и живёт, взаимодействует, сочетается, организуются. Образы искусства в представлении зрителя складываются и взаимодействуют: в движении, пространстве и во времени (в звуках, жестах, изображениях, объектах и др):
- пространственные (архитектура, скульптура, живопись)
- временные (литература, музыка)
- пространственно-временные (театр, цирк, эстрада, кинематограф).
Если музыка – это организованные во времени звуки, то архитектура и скульптура - искусства, которые организуют пространство. Ещё в античности пифагорейцы создали теорию гармонии чисел, а архитектуру соотносили с «гармонией сфер» и гармоническими музыкальными интервалами, позже была создана геометрия пространства, симфония искусства (в переводе созвучие) элементов наполненное глубоким идейным содержанием, мыслью.
У музыкального и изобразительного искусства есть общие элементы. Из музыки пришли термины - гармония, ритм, мерная конструкция, пропорция, ансамбль. Музыка способна точно отражать настроение, состояние, характер или бессилие, таящееся в любой скульптуре. Каждая деталь скульптуры имеет определенное значение, настроение, и несет в себе конкретную эмоцию.
Л. Бетховен – Увертюра к балету «Творения Прометея, или Могущество музыки и танца» - полное название героико-аллегорического балета Бетховена. По сюжету балета творения Прометея - это созданные им статуи мужчины и женщины. Сердца этих статуй он захотел зажечь огнём, похищенным у Зевса. Вскоре Бетховен решает, что для воплощения "прометеевской искры" послужит могучая Симфония. Самые первые резкие и решительные аккорды оркестра, характерны для Бетховена, перерастают к иному звучанию, где преобладает жизнерадостный характер и легкий, изящный стиль изложения, что сближают эту увертюру с образцами венско-классического симфонизма XVIII века.
Л. ван Бетховен. Увертюра «Кориолан». После «Творений Прометея» и «Фиделио» Бетховен больше не написал ни опер, ни балетов. Но он еще несколько раз заявил о себе как о театральном композиторе, сочиняя музыку к драматическим спектаклям. Самый удивительный и во многом загадочный опыт — увертюра к трагедии Генриха-Йозефа Коллина «Кориолан», которая была написана в 1807 году. Образ Кориолана необычен для композитора: герой борется не за свободу народа, а против него. Композитор рисует разрушение и гибель человеческой личности, отдающей жизнь за неправое дело, Кориолана ждет бесславная смерть, и его удел - забвение.
"Паганини" С.Т.Коненков, Н. Паганини "Каприс № 24". С.Т.Коненков - крупнейших скульпторов XX века. Через всё творчество Конёнкова проходит тема музыки. Он создал многочисленные портреты певцов, музыкантов, композиторов: Шаляпина, Рахманинова, Микули, Ромашкова, Плевицкой, Неждановой, Баха, Паганини.
Коненков представил себе смычок Паганини, извлекающий пылкие темпераментные звуки, затрагивающие сердце и душу. Скульптору удается облечь в телесный образ бунтарский дух Паганини, порывистость движения смычка и всплески просветлений скрипичного гения.