Содержание урока. Тематические линии урока
Фольклор это культурное наследие, которое объединяет народ, мудрость предков и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Фольклор олицетворяет нашу историю, традиции, веру и нравы, а в дописьменную эпоху сохранялась «из уст в уста».
Семейный фольклор - это богатое наследие традиций, обрядов и творческого самовыражения, передаваемое из поколения в поколение. Он отражает важные этапы жизни человека и семьи. Семейный фольклор включает в себя потешки, колыбельные, свадебные песни, пляски, хороводы, игры, рекрутские и поминальные причитания. Семейный фольклор бытует в рамках семьи и близкого окружения.
Известны древние родильные песни-пожелания, которые сохранились в колыбельных, бытующих у многих народов. Назначение родильного обряда обеспечить новорождённому безопасность, положительно повлиять на будущую судьбу человека, уберечь его от «порчи», «сглаза» и болезней, сделать его жизнь обеспеченной и счастливой.
Колыбельные песни использовались не только для успокоения дитя, но и для его защиты. Многие песни были своеобразными «заговорами». Они оберегали ребенка от неприятностей, которые подстерегали его в будущем. Часто колыбельная обращалась к духам и волшебным существам, носителям сновидений – Дреме и Сну. Почти в каждой колыбельной встречается кот.
Материнский фольклор включает в себя пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные песни. Потешки и пестушки эмоциональноигровой контакт мамы и ребёнка. Делая ребёнку массаж, обучая ребёнка движению руками и ногами, мать напевает ему («Ладушки-ладушки...»), а ребенок в это время учится понимать названия совершаемых движений. Умывая малыша, мама напевает «Водичка, водичка...». Музыкальные традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками и гордиться своей семьей и страной.
К жанру лирический фольклор оносятся:
- Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
- Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
- Частушка – юмористическая или сатирическая попевка.
- Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца, защиты от темных сил.
- Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила...
- Пестушка - небольшой стишок. чтобы “нянчить” ребенка.
Для исполнения песен семейного фольклора в русской музыке используются народные инструменты. Среди них есть общерусские (балалайка, гармонь) и характерные только для отдельных регионов.
С древности и поныне распространены похоронные, поминальные и даже свадебные плачи и причитания.
На традиционной русской свадьбе пели все участники обряда, а к каждому моменту свадебного действа приурочены свои песни (величальные, корительные и многие друшие). На свадьбе исполнялись лирические песни, у сельских жителей свадебный обряд сохранялся приблизительно до середины 20 в. В некоторых областях России в свадебном обряде принимали участие музыканты-инструменталисты. Свадебный обряд делился на 3 основных обряда:
1 - предсвадебный цикл (сватовство, сговор, рукобитье или пропой, зарученье, девишник, баня);
2 - свадебный обряд (сборы и благословение невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир);
3 - послесвадебный (бужение молодых, отводины или отгостки).
Свадебные песни были разные: величальные песни (восхваляли свадебных персонажей, именовали их по имени-отчеству, каждому гостю пелась особая песня. В песнях для жениха и невесты обязательно присутствовали свадебные символы, выражавшие единство молодых: лебеди, селезень и утица, виноградные ветви и т. д.
Корильные песни - это свадебные дразнилки, откликание на дары. В древности их пели только жениховой родне и только на территории двора невесты как чужакам.
Обрядовые лирические песни включали в себя прямую речь, описывали, объясняли обрядовые ситуации, возникавшие на девичнике и во время бранья.
Рекрутская обрядность - это действия, связанных с проводами молодых людей в армию, воспевалась жизнь рекрута после ухода в солдаты, пелась про солдатский быт и жизнь. Судьба народной песни «Черный ворон» интересна, ведь ее создал унтер-офицер Невского полка Николай Веревкин, служивший при Николае I. Он участвовал в русско-турецкой и русско-иранской войнах, написал несколько духоподъемных песен, которые нашли отклик в сердцах солдат той эпохи. Так «солдатская» песня постепенно превратилась в «народную».