Содержание урока. Тематические линии урока
Россия — многонациональная страна, в которой проживают представители более 190 народов. Каждый из них обладает своеобразными традициями, которые хранит на протяжении многих веков. Творцом и хранителем этнических музыкальных ценностей был народ, который до наших дней сберег древнейшие образцы песен и танцев. История народа, его сказания, легенды, предания, страницы героической борьбы оживали в музыкальных образах.
В европейской части России проживают русские, карелы, удмурты, марийцы, коми, чуваши, башкиры, калмыки и другие. Самый многочисленный народ России - русский. Русские живут на всей территории страны. Татары живут к востоку от Москвы. Через их земли протекает великая река Волга. Рядом проживают башкиры и чуваши. Когда – то предки этих народов говорили на одном языке - тюркском, поэтому сейчас учёные называют татарский, башкирский, чувашский языки тюркскими. На Крайнем Севере проживают народы: ненцы, чукчи, эвенки. Народы Сибири и Дальнего Востока: ханты, манси, буряты, якуты. На Северном Кавказе проживают кабардинцы, черкесы, осетины, чеченцы. Эти народы различаются своими языками, обычаями, легендами, но все они славятся своим гостеприимством.
Каждый народ имеет свой музыкальный язык, который в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.
С давних времен музыка являлась неотъемлемой частью жизни народов нашей Родины, а творцом и бережливым хранителем музыкальных ценностей был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев, инструментальных пьес. В жанрах народной музыки отражена история народа, его характер, впечатления от окружающей природы, особенности быта. История народа, его сказания, легенды, предания, разные события оживали в музыкальных образах
Русская музыка – выражение души, характера народа, она рядом с народом в радости и в горе, труде и в отдыхе, выражает чувства, настроение и отношение человека к жизненным событиям. Русские народные песни выражают душу народа и есть у них отличительная черта – распевность.
Коренное население Поволжья и Приуралья составляют народы финно-угорской (мордва, марийцы, удмурты, бесермяне) и тюркской (чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры) групп; позднее тут появились русские и говорящие на одном из монгольских языков калмыки. Творчество сохраняет связь с календарной и семейной обрядностью. Музыка татарского народа прошла многовековый путь исторического развития. Татарский фольклор — уникальное разнообразие жанров, ярко характеризующие местную традицию.
Татарская музыка имеет различные жанры. Эмоциональность проявляется в виде лирической протяжной песни. Они различаются по характеру звучания, содержанию и происхождению из определенной местности: веселые частушки такмаклар и др. Музыка татар представлена характерными жанрами, такие как кермеш и сабантуй, а также имеет свои традиционные инструменты, такие как баян, балалайка, домра.
Фольклор марийцев представлен такими жанрам, как исторические предания, мифологические рассказы, пословицы, поговорки и т.п. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни. Особенность марийского фольклора - особый характер протяжного напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда. Ритмично исполнялись плясовые песни и частушки. Марийские частушки на родном языке очень схожи с русскими. Марийцы сохранили древние инструменты, традиция игры, а музыканты считались самыми дорогими гостями на свадьбах и других деревенских праздниках. Позднее гармонь затмила все остальные инструменты. И сейчас она играет значимую роль в праздничной и семейно - обрядовой жизни марийцев.
Традиционная чувашская культура – это единство слова, музыки и узора. Почти все чувашские песни исполняются с движением. У чувашей музыка играла во все времена главную роль в установлении дружеских отношений между людьми разных национальностей — «Кто спел бы со мной, тому бы я весь мир подарил», - поется в чувашской народной песне, где передавались жизненные правила, следование которым обеспечивалось участием каждого в коллективном пении на праздниках, в будни. В простых по форме и мелодическому развитию напевах народ выражал свои мысли и мечты, верил в божественную силу музыки и думал, что она может «заворожить», «заколдовать» и человека, и животного, и самую природу «люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…». Разнообразны трудовые песни чувашей (песни валяльщиков сукна, песни при тканье рогожи). У удмуртов сохранились песни-импровизации на случай (охотничьи, бортничьи, заклинания пчёл, личные песни).
Приуроченные жанры составляют ядро вокальной традиции удмуртов (песни молений, проводов талой воды, проводов льна. Гостевые и застольные песни широко распространены у чувашей, и удмуртов.
Характерные музыкальные инструменты: продольная флейта курай у башкир и татар; инструмент типа гуслей – крезь у удмуртов; щипковые домбра у калмыков и думбыра у башкир; различные ударные, трещотки. С кон. 19 в. бытует завезённая русскими гармоника.
Коренные народы Западной Сибири говорят на языках уральской (к финно-угорской) группе. В фольклоре народов Западной Сибири прослеживаются взаимовлияния и связи как друг с другом (между кетами и селькупами; хантами и манси; ненцами, энцами и нганасанами), так и с народами др. регионов (саамы, эвенки, долганы, юкагиры). Под русским влиянием в мифологии получили распространение библейские сюжеты (мотив Всемирного потопа, изготовление из глины человека и вдувание в него души, создание женщины из ребра мужчины и др.) и христианские персонажи (Христос, Николай Чудотворец).
Эпос представлен главным образом мифологическими, героическими или жизнеописательными сказаниями. Характерны сюжеты о героическом сватовстве и добывании жены, о сражениях с великанами-людоедами, борьбе за оленьи стада. У хантов сказания о божественном происхождении медведя. Обычно эпос исполняется в речитативной форме.
Особую область обрядового фольклора представляет шаманское пение. Созывание шаманом духов-помощников, обращения к духам, их ответные реплики, описания путешествий шамана в иные миры и т. д. сопровождались ударами бубна и звоном костяных или металлических подвесок-погремушек на костюме, бубне или посохе шамана. Мелодии шаманских песен считались голосами духов, от имени которых камлает шаман.
Основные музыкальные инструменты: смычковые лютни, цитры, шаманские бубны, варганы, охотничьи манки, звуковые игрушки и др. Повсеместно распространены заимствованные гармоника и (кроме сибирских татар) балалайка.
Народы Сибири также имеют свои традиционные музыкальные стили и инструменты, такие как ханга, тувинские горловые песни, а также музыку, вдохновленную сибирской природой.
Традиционная песенная культура Якутии объединила несколько стилей. Это и протяжная песня, и торжественная, и праздничная пения с необычными тембровыми красками. Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири. Олонхо – это якутский героический эпос. В олонхо рассказывается жизнь предков якутов, их мысли, традиции и обычаи, еда, одежда, сильный характер, понятие о природе и вселенной. Главным сюжетом олонхо является могущественный богатырь среднего мира Нюргун Боотур. Он защищает свою землю. Создатели этого обширного эпического сказания - Олонхо - повествовали о подвигах богатырей. Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Естественно, тексты сказители знали наизусть. При исполнении олонхо переплетаются речевые и поющиеся разделы. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а речь персонажей — пением.
Народы Южной Сибири, проживающие от Алтае - Саянского нагорья до Забайкалья. К обрядовому фольклору относятся шаманское пение, скотоводческие заговоры, обрядовые песни. У тувинцев, бурят и сойотов распространено ламаистское молитвенное пение. Эпические сказания либо только поются (южные алтайцы, западные буряты), либо представляют собой чередование речи и пения, иногда хорового (буряты). Широко распространены индивидуальные напевы, на которые сочиняются новые тексты; встречаются импровизации (например в заговорах) и напевы, закреплённые за текстами.
Народы Восточной Сибири (юкагиры), на крайнем северо-западе Восточной Сибири (полуостров Таймыр) живут ненцы, энцы и нганасаны, говорящие на самодийских языках, языках алтайской семьи. Творчество народов Восточной Сибири включает мифы, богатырский эпос, исторические предания, сказки (о животных, волшебные и бытовые; сильно влияние русского сказочного фольклора), песни, жанры обрядовой поэзии. В мифах мира эвенков три мира связывала «шаманская река», а животные-прародители - медведь, орёл, ворон. Героический эпос, повествующий о подвигах богатырей и знатных родоначальников, исполнялся сказителями. Исполнение эпоса происходило либо в семейном кругу, либо при значительном стечении народа, на собраниях и праздниках. Начиналось исполнение в вечернее или ночное время и длилось несколько дней подряд. Считалось, что песни со счастливым исходом могли изменить несчастливый ход событий. Шаманское интонирование сопровождается игрой на бубне, олицетворяющем у якутов коня, у эвенков и юкагиров – оленя шамана. Якутский ритуал основан на чередовании монолога шамана с изображением «вселяющихся» в него духов-покровителей, где шаман подражал голосам зверей и птиц. Музыкальные инструменты: металлические варганы, костяные варганы, колокольчики, бубенцы, трещотки, щелевой барабан.
Народы Северо-Востока (чукчи, коряки, ительмены, камчадалы, эскимосы, алеуты) устраивали песенно-танцевальные состязания. Сохранилась традиция личных песен, а также обычай «дарить песню», например, колыбельную, своему ребёнку. На основе звукоподражаний голосам животных и птиц возник особый вид пения – горлохрипение, исполняемое обычно женщинами, оно часто сопровождает танцы. Из музыкальных инструментов повсеместно распространён бубен, особенно при проведении обрядов, праздников, в магии.
Народы Северного Кавказа (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, абазины, абхазы), чеченцы и ингуши; аварцы, лезгины, др.) славились многообразием трудовых и обрядовых песен. Жанровые разновидности связаны с танцами и ритуалами, отражая историю и культуру своего региона: адыгские и осетинские песни пахарей, погонщиков волов при молотьбе, косарей, пасечников, песни при чесании шерсти, изготовлении бурки, прополке кукурузы; балкарские и карачаевские песни при обмолоте зерна и сбивании масла; песни горских евреев, сопровождающие ритуал окрашивания ногтей невесты перед свадьбой; чеченские и ингушские застольные песни, охотничьи песни-гимны с обращением к владыке леса (у осетин, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев), вызывания дождя.
Чеченская музыка отражает духовные и культурные ценности своего народа и включает в себя традиционные песни, танцы и инструментальные композиции, исполненные на инструментах, таких как джарх и дудук.
Армянский фольклор представлен разнообразием свадебных, обрядовых, застольных, трудовых, колыбельных, бытовых, игровых и других песен получило большое распространение среди народа. В армянском музыкальном фольклоре большое место занимают крестьянские песни «оровелы» и песни «пандухтов».
Грузинская народная музыка являет разнообразное оригинальное многоголосие (двух-, трёх-, четырёхголосие); существуют и одноголосные песни.
Многонациональный характер дагестанской культуры определяет исключительное богатство и разнообразие инструментария, характерных ансамблевых составов, танцевальных форм. Преобладающая форма вок. исполнительства - сольное пение с инструментальным сопровождением. Ни один праздник не обходится без лезгинки или просто зажигательной музыки Дагестана. Характерные музыкальные инструменты: смычковые, щипковые типа лютни, пастушеские продольные флейты, трещотки.
Для чеченцев и ингушей характерны духовой язычковый инструмент зурна и ударные разновидности бубнов, барабанов, литавр.
Донецкий регион и Приазовье
Культура греков Приазовья связана с переселением греков из Крыма в Приазовье в конце XVIII века по указу императрицы Екатерины II. В греческой культуре музыка играет большую роль. Ни один воскресный день не проходит без музыки. Танец – это возможность выразить свою душу в пластике. Движения, позы исполнителя рассказывают о его чувствах и переживаниях. Народный танец - это родоначальник всех остальных видов этого искусства. В каждой местности свои ритмы, движения, позы, костюмы и так далее. Греческие танцы на своей родине популярны настолько, что их танцуют даже на дискотеках. Это сиртаки, сиртос, хасапико, зейбекико.
Цыганский фольклор в Донецком регионе очень разнообразен, на него оказал и оказывает культурное влияние фольклор окружающих народов. Музыкальный фольклор цыган разнообразнее литературного, он оказал влияние на музыку, в том числе народную, многих народов мира. Эмоционально возбужденная, ритмически динамизированная музыка цыган обладает силой острого физиологического воздействия. Музыкальная традиция проявляется в песнях и танцах.
Еврейская культура сохранила древние обычаи и традиции, уходящие корнями в глубь веков и тысячелетий. Интересна еврейская свадьба. Настоящая еврейская свадьба - это древний и очень красивый религиозный обряд. Еврейская музыка — это не только «Хава нагила»; этот мир намного шире и интереснее, и в нём уживаются такие, на первый взгляд, несочетаемые вещи, как распевание псалмов и современные поп-ритмы. Слова «еврей» и «музыкант» – на многих языках давно уже почти синонимы.
О музыкальных красках народов России можно говорить бесконечно, ведь она так богата и разнообразна. С нами рядом много национальностей и каждый народ по-своему танцует, поет, играет на различных музыкальных инструментах. Все вместе мы живём в огромной стране, имя которой Россия!!!