5 класс. 4 четверть. Тема "Связь музыки с другими видами искусства " (9 часов)
34 урок. Тема "Музыкальность» в архитектуре и «архитектурность» в музыке. Итоговый урок "
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыка и архитектура – два величайших вида искусства. И в камне, и в нотах люди испокон веков пытались передать свои самые сильные чувства: любовь и печаль, радость побед и горечь поражений.
  Архитектура - один из самых удивительных и величайших видов искусства человечества. Гениальные произведения великих архитекторов способны проносить идею автора сквозь века, заставляя нас радоваться и восхищаться их необыкновением и величием. Хотя любое сооружение всегда статично, им можно любоваться бесконечно, не отрывая глаз, оно не начинается и не оканчивается – оно просто есть, оно предназначены для наших глаз. Каждое здание, будь, то средневековый замок или современное типовое строение - это образ, посредством которого мы можем судить о мировоззрении, культуре, образе жизни людей того, или иного времени или общества. Именно благодаря произведениям древних архитекторов, сегодня мы можем говорить о научных достижениях тех времён. Впрочем, то же самое можно сказать и о музыке.
   Услышав определенный набор звуков, наш мозг собирает их в единую мелодию, которой мы можем насладиться в течение короткого промежутка времени. Музыка – искусство, улавливаемое ушами. Наслаждаться мелодией можно до тех пор, пока не прозвучит последняя нота. 
  Человек воспринимает любое произведение искусства не только в пространстве, но, прежде всего, – во времени, в движении и, что особенно важно, передвигается в архитектурном пространстве и мысленно, и физически: обходя здание вокруг, последовательно переживая ракурсы, меняющиеся точки зрения и неожиданно открывающиеся перспективы. Вступая в храм, мы ощущаем постепенное разворачивание нефа, видим, как вырастает подкупольное пространство и «воздвигается» алтарь. В жилом доме двери и окна открывают и закрывают, двигают мебель, меняют освещение. Всё движется и живёт. Точно так же в представлении зрителя в пространстве и во времени, в движении и трансформации складывается образ архитектурного сооружения.
  Архитектура и музыка  мыслятся одновременно в пространстве и во времени, – только используются для этого различные композиционные материалы: в одном случае осязаемая масса, в другом – звук,  и та, и другая создают пропорции во времени и пространстве, обеим присуще материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре – музыку. 

Храмы издавна были центрами культуры. В церковном богослужении все искусства тесно связаны друг с другом. Тексты священных книг и молитвы, хоровая и органная музыка, орнаменты алтарей, витражи и мозаики, иконы и фрески — всё подчинено созданию особого эмоционального состояния людей, пришедших в храм. Многие из них являются памятниками архитектуры. Когда всматриваешься в строгие очертания храмов, соборов, монастырей, любуешься гармонией форм и красок, в душе возникает величественная, торжественная, уносящая от земной суеты музыка.
  Средневековые готические соборы Европы словно парят над городом, как огромные великолепные корабли. Гигантские ажурные башни вот-вот проткнут небо своими острыми шпилями. Внутреннее пространство соборов украшено множеством скульптур, красочных окон с цветными стёклами (витражи), живописью и резьбой алтаря. Здесь торжественно и мощно звучит орган. 
  Архитекторы Средневековья превращали церкви в настоящие музыкальные инструменты, мастерски используя свойства акустики. Духовные композиции называли иконами в звуке, а уникальную архитектуру религиозных сооружений сравнивали с застывшей музыкой. Строгие очертания храмов и монастырей, их красота и величие будто наполнены одухотворяющей гармонией. Музыкальные произведения того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. На смену одноголосному пению в церковь пришла инструментальная музыка, прежде всего органная.

И.-С.Бах. Месса. Ария «Agnus Dei» - часть литургической службы.  Все части  Мессы взяты из начальных слов культовых молитв, исполнятся хором и солистами в сопровождении органа на латинском языке.  В его произведении царит глубокое философское размышление, своего рода монолог и обращение к Богу от лица смертного. Богатство образов мессы поражают. Здесь есть скорбь, тихая радость, торжественное ликование, надежда, страдания. Вся гамма истинных человеческих чувств передана композитором с потрясающей подлинностью и силой. На контрастном сопоставлении образов, чередовании хоровых и сольных частей, камерных и tutty построен основной принцип драматургического развития, схожий с симфоническим. 

   Когда в X веке Русь приняла христианство, то из Византии была перенята вся совокупность церковной, храмовой культуры и искусств, в числе которых важную роль играла и музыка. Она сопровождала все церковные службы, звучала во время праздников, обрядов венчания, панихид и т.п.
  Русские православные храмы поражают строгостью форм, великолепием золотых куполов, переливами колоколов, гармонией с природой, а также внутренним убранством — росписью стен и потолков, чудотворными иконами. Здесь можно услышать песнопения, которые исполняет церковный хор без музыкального сопровождения — а капелла.
  Храмовая архитектура, и иконопись, и звучащая проповедь или молитва, песнопения – всё было направлено на то, чтобы создать определённую эмоционально-духовную атмосферу, помочь человеку постичь суть православной веры, перенести верующих в мир духовных преображений и святости.
Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.
На выбор или факультативно
Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера.
Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников.
Восприятие произведений разных видов искусства.
Вокально-хоровая работа.
Озвучить стихами произведения скульптуры, архитектуры на основе общности художественных образов.
Создание презентаций «Мой любимый скульптор», «Мир сказочной скульптуры», «Незабываемый собор» и др.
Озвучивание памятников архитектуры на основе родства содержания или эмоциональной идентичности при восприятии.
Виды   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Орган Кёльнского собора
И-С. Бах, фрагмент
Высокая месса си минор
И.-С.Бах. Ария «Agnus Dei»
Й.Бах
"Иисус, моя радость"
Д.С. Бортнянский
«Царская Херувимская» №7
П.И.Чайковский
Литургия Святого Иоанна Златоуста.
Сергей Рахманинов
"Всенощное бдение"
Музыкальный   материал   для   исполнения
К.Певзнер А.Арканов Г.Горин
"Оранжевая песенка"
К.Певзнер А.Арканов Г.Горин
"Оранжевая песенка" (кароке)
Муз. и сл. Т. Залужная
"Художник рисует нам лето" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.