Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка и архитектура – два величайших вида искусства. И в камне, и в нотах люди испокон веков пытались передать свои самые сильные чувства: любовь и печаль, радость побед и горечь поражений.
Архитектура - один из самых удивительных и величайших видов искусства человечества. Гениальные произведения великих архитекторов способны проносить идею автора сквозь века, заставляя нас радоваться и восхищаться их необыкновением и величием. Хотя любое сооружение всегда статично, им можно любоваться бесконечно, не отрывая глаз, оно не начинается и не оканчивается – оно просто есть, оно предназначены для наших глаз. Каждое здание, будь, то средневековый замок или современное типовое строение - это образ, посредством которого мы можем судить о мировоззрении, культуре, образе жизни людей того, или иного времени или общества. Именно благодаря произведениям древних архитекторов, сегодня мы можем говорить о научных достижениях тех времён. Впрочем, то же самое можно сказать и о музыке.
Услышав определенный набор звуков, наш мозг собирает их в единую мелодию, которой мы можем насладиться в течение короткого промежутка времени. Музыка – искусство, улавливаемое ушами. Наслаждаться мелодией можно до тех пор, пока не прозвучит последняя нота.
Человек воспринимает любое произведение искусства не только в пространстве, но, прежде всего, – во времени, в движении и, что особенно важно, передвигается в архитектурном пространстве и мысленно, и физически: обходя здание вокруг, последовательно переживая ракурсы, меняющиеся точки зрения и неожиданно открывающиеся перспективы. Вступая в храм, мы ощущаем постепенное разворачивание нефа, видим, как вырастает подкупольное пространство и «воздвигается» алтарь. В жилом доме двери и окна открывают и закрывают, двигают мебель, меняют освещение. Всё движется и живёт. Точно так же в представлении зрителя в пространстве и во времени, в движении и трансформации складывается образ архитектурного сооружения.
Архитектура и музыка мыслятся одновременно в пространстве и во времени, – только используются для этого различные композиционные материалы: в одном случае осязаемая масса, в другом – звук, и та, и другая создают пропорции во времени и пространстве, обеим присуще материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре – музыку.
Храмы издавна были центрами культуры. В церковном богослужении все искусства тесно связаны друг с другом. Тексты священных книг и молитвы, хоровая и органная музыка, орнаменты алтарей, витражи и мозаики, иконы и фрески — всё подчинено созданию особого эмоционального состояния людей, пришедших в храм. Многие из них являются памятниками архитектуры. Когда всматриваешься в строгие очертания храмов, соборов, монастырей, любуешься гармонией форм и красок, в душе возникает величественная, торжественная, уносящая от земной суеты музыка.
Средневековые готические соборы Европы словно парят над городом, как огромные великолепные корабли. Гигантские ажурные башни вот-вот проткнут небо своими острыми шпилями. Внутреннее пространство соборов украшено множеством скульптур, красочных окон с цветными стёклами (витражи), живописью и резьбой алтаря. Здесь торжественно и мощно звучит орган.
Архитекторы Средневековья превращали церкви в настоящие музыкальные инструменты, мастерски используя свойства акустики. Духовные композиции называли иконами в звуке, а уникальную архитектуру религиозных сооружений сравнивали с застывшей музыкой. Строгие очертания храмов и монастырей, их красота и величие будто наполнены одухотворяющей гармонией. Музыкальные произведения того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. На смену одноголосному пению в церковь пришла инструментальная музыка, прежде всего органная.
И.-С.Бах. Месса. Ария «Agnus Dei» - часть литургической службы. Все части Мессы взяты из начальных слов культовых молитв, исполнятся хором и солистами в сопровождении органа на латинском языке. В его произведении царит глубокое философское размышление, своего рода монолог и обращение к Богу от лица смертного. Богатство образов мессы поражают. Здесь есть скорбь, тихая радость, торжественное ликование, надежда, страдания. Вся гамма истинных человеческих чувств передана композитором с потрясающей подлинностью и силой. На контрастном сопоставлении образов, чередовании хоровых и сольных частей, камерных и tutty построен основной принцип драматургического развития, схожий с симфоническим.
Когда в X веке Русь приняла христианство, то из Византии была перенята вся совокупность церковной, храмовой культуры и искусств, в числе которых важную роль играла и музыка. Она сопровождала все церковные службы, звучала во время праздников, обрядов венчания, панихид и т.п.
Русские православные храмы поражают строгостью форм, великолепием золотых куполов, переливами колоколов, гармонией с природой, а также внутренним убранством — росписью стен и потолков, чудотворными иконами. Здесь можно услышать песнопения, которые исполняет церковный хор без музыкального сопровождения — а капелла.
Храмовая архитектура, и иконопись, и звучащая проповедь или молитва, песнопения – всё было направлено на то, чтобы создать определённую эмоционально-духовную атмосферу, помочь человеку постичь суть православной веры, перенести верующих в мир духовных преображений и святости.