Содержание урока. Тематические линии урокаСовременный фольклор — это народное творчество, которое передаётся из поколения в поколение, но в изменённом виде. Он проявляется в различных формах: в песнях, танцах, легендах, анекдотах, мемах. Хотя многим кажется, что фольклор — это только сказки, былины и частушки. На самом деле в народное творчество входят и другие формы, например мемы, городские легенды и шутки о катастрофах.
Современная жизнь фольклора связана с глобализацией и развитием технологий: люди из разных стран и культур обмениваются информацией, идеями и творчеством, что приводит к появлению новых форм фольклора, объединяющих элементы разных традиций, например фанфики, комиксы или фольклор, связанный с новыми технологиями, например, игры, приложения, музыка.
Также фольклор адаптируется к современным реалиям: например, народные песни могут исполняться в новых аранжировках, сказки — в современных интерпретациях. танцы обрастать новым содержаием.
К традиционным жанрам, например сказкам и городским легендам, добавились новые явления, и теперь фольклор можно определить как изображения, мемы, слова, действия, даже иногда большие тексты, которые варьируются и распространяются как устно, так и через интернет. Фольклор влияет на поведение людей и создает эмоциональную атмосферу. Мы читаем городскую легенду и испытываем чувство страха, видим мем — и улыбаемся. Мемы деконтекстуализируются, то есть люди извлекают смысл из изначального контекста и меняют подпись и картинки, делают посты в соцсетях.
Любое событие, особенно растиражированное СМИ, которое касается частной и общественной жизни, безопасности и здоровья, попадает в фонд фольклора. Это, что называется, «утром в газете — вечером в куплете». Политические события тоже отражаются в фольклоре. Источником фольклора могут быть высказывания известных людей. Как один из примеров — фразы Дмитрия Медведева «Хорошего настроения», «Всего доброго», «Денег нет, но вы держитесь», которые стали мемными и используются в различных контекстах.
Люди с помощью фольклора привлекают внимание к общественно значимым вещам. Фольклор можно условно разделить на две части. Фольклор‑1 — это то, что бытовало и бытует в живой среде. Фольклор‑2 — шутки, истории, песни, которые специалисты собирают и классифицируют. И именно второй вариант оказывается новым русским фольклором.
Появляются лектории, посвящённые сказке, формируется сказочная карта России, города борются за право быть родиной Бабы-Яги или Кощея Бессмертного. Мы могли думать, что традиционный жанр былины уже умер, но это не так. Буквально как грибы после дождя появляются новые исполнители и ездят по городам России. И люди приходят — им кажется, что так они прикасаются к древности.
Русские традиции тоже репрезентируют в новом ключе — берут их за основу и добавляют им современности. Один дизайнер разбирает хохлому на составные части — мазки, цвета, линии — и использует их в предметах одежды и интерьера. Другой дизайнер,создаёт косоворотки. Например, политический фольклор существовал всегда. Вспомните анекдот про Сталина: «Сталин был большой учёный: я ему — цитату, а он мне — ссылку». И вот то же самое, но уже без упоминания Сталина, продолжает существовать в современном мире.
История с западным кинематографом породила ответную волну противопоставлений, когда герои русского эпоса или сказок попали в отечественные киноленты. В них, например, три богатыря борются с Годзиллой и пытаются его победить. Теперь в фольклор входят не просто устные традиционные штуки, но и всё, что связано с российским кино и мультфильмами. И когда детей просишь пересказать что-нибудь фольклорное, они рассказывают о сюжетах современного кинематографа.
Западные актёры попадают в фольклор через мемы. Например, мемы с артистами используют в разных случаях, в гифках и открытках пересылают друг другу, таким образом выражают свои эмоции.
Сказки и мифы — это незыблемые и стабильные жанры, они не исчезнут со временем. Тем более возник совершенно невероятный бум на переиздание фольклорных жанров. Молодые семьи покупают книги и читают своим детям. Понимание фольклора закладывается до того момента, как ребёнок начинает пользоваться гаджетами. Дети будут помнить Колобка, Машу, а шутки времён коронавируса исчезнут или поменяются. Жанры детского фольклора остаются почти неизменным. По-прежнему самыми популярными являются обращения к дождику (“Дождик, дождик, перестань…”), к солнышку (“Солнце, солнце, выгляни в оконце…”), к божьей коровке и улитке.
Особенная часть постфольклора: интернет-фольклор. Тут всё знакомое молодому поколению. Мемы, письма-счастья, картинки с цитатами Конфуция и Стэтхэма — вот народное творчество современности. Они анонимны, легко варьируются (вспомните, как много версий приходится на один шаблон мема) и не имеют конкретной географии. Интересно заметить, что у подобного творчества есть «предки». У мемов — лубочные картинки. У писем-счастья — буквально такие же письма, которые в своё время рассылались в рукописном варианте.
Современный музыкальный фольклор — это обращение музыкантов к народным мотивам в своём творчестве. Элементы фольклора могут вплетаться в разные музыкальные жанры. Некоторые приёмы обращения композиторов к музыкальному фольклору:
- использование образов, сюжетов, форм фольклора;
- цитирование (прямое или косвенное);
- «переинтонирование»;
- написание обработок, аранжировок, вариаций, фантазий, парафраз на народные темы;
- сочинение «в народном духе» (стилизация).
Один из примеров современного музыкального фольклора — фолк-музыка, в которой гармонично соединяются народные мотивы и современное звучание. В рамках этого жанра появилось множество стилей и направлений: неофолк, фолк-рок, фолк-панк, фолк-метал и другие.
Удивительно гармонично звучат народные песни в сопровождении современной аранжировки в стиле поп-музыки (группа «Иван Купало», «Ярмарка», «Русская песня»), в стиле рок (группа «Калинов мост» и др.). Не смотря на то, что все эти группы занимаются исполнением народных песен, они достаточно разные для того, чтобы рассматривать их в каком-то одном контексте. Все они по -разному ощущают природу народной музыки, ищут новые звучания, имеют разного слушателя. Очень приятно, когда видишь такое разнообразие и понимаешь, что ещё очень много можно черпать из недр народной песни.