2 класс.  Раздел 2. Классическая музыка. Урок 8. Тема "Русские композиторы-классики" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Понятие «классическая музыка» (англ. classic music) очень широкое и многогранное. Обычно этим термином называют музыку прошлого, которая выдержала оценку временем и имеет аудиторию слушателей в современности.

Классическая музыка – это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров. Как правило, они базируются на «академических» жанрах и формах: симфония, опера, оратория, соната, прелюдия, сюита, увертюра и др. Эти жанры сформировались в Европе в XVII-XIX века и основываются на мелодических и гармонических принципах.

Классическая музыка продолжает развиваться и в современности, влияя на другие музыкальные жанры. Например, рок-музыканты очень часто используют классическую тональность. Классика несет в себе совершенную гармонию и целостность.
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь - все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

«Камаринская» — симфоническое произведение Михаила Ивановича Глинки, в основу легли две народные песни: свадебная «Из-за гор» и плясовая «Камаринская». 
Увертюра построена на поочерёдном развитии обеих тем, причём Глинка, в соответствии с традициями народного стиля, вводит всё новые и новые варианты.
«Камаринская» оказала большое влияние на развитие русской музыки.  П. И. Чайковский сказал о том, что вся русская симфоническая школа заключена в ней, «как весь дуб в желуде».
Михаил Глинка написал живописные картины для оркестра после своего путешествия в Испанию и назвал ее "Арагонская хота". Больше всего русского композитора удивляло то, как жители испанского города проводили свои вечера – соседи собирались целыми семьями, играли на музыкальных инструментах, пели и плясали. В основе глинкинской «Хоты» лежит популярнейшая мелодия испанского народного танца. Композитор словно рисует огромное пространство, создаваемое горными высями и бесконечными далями – октавному унисону струнных отвечает «эхо» деревянных духовых, перерастающее в героический возглас валторн и труб.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
Чайковский в своем фортепианном цикле, в небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отразил настроение сезона – зимние грёзы, весеннюю свежесть, летнее раздолье, осеннюю грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному - к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.
   Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна - и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
  Образы природы в альбоме «Времена года»  П.И. Чайковского, где композитор воплотил музыкальный календарь, в котором музыкальными красками нарисовал природу. Пьеса  «На тройке» (тройка - кони, запряжённые вместе под дугой, на которую привязывали звонкие колокольчики). Протяжная мелодия пьесы напоминает русскую народную песню, какую пели ямщики, проводя в дороге под звон бубенцов. 
   
Музыкальная грамота.
Оттенки – динамика.громкость музыки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.
Динамика – средство музыкальной выразительности, определяющее силу её звучания, громкость.
Динамические оттенки – разные варианты громкости звука: от самого тихого до самого громкого.
Громкую музыку обозначают знаком f – форте – громко. В случае очень громкого звучания используют ff – фортиссимо – очень громко. Если же нужно не очень громкое звучание (чуть тише громкого), то нужен знак mf - меццо форте – не очень громко.
Тихую музыку обозначают знаком p – пиано – тихо. В случае очень тихого звучания используют pp – пианиссимо – очень тихо. Если же нужно не очень тихое звучание (чуть громче тихого), то нужен знак mp - меццо пиано – не очень тихо.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
М.И.Глинка
«Камаринская»
М.И.Глинка
"Арагонская хота"
П. И. Чайковский 
"Времена года"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Русская народная песня
"А мы просо сеяли" (караоке)
Русская народная песня
"Камаринская"
Русская народная песня
"Камаринская" (караоке)
Ах, какая осень!
Листики парашюты
Осенняя песенка
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.