Содержание урока. Тематические линии урока
Понятие «классическая музыка» (англ. classic music) очень широкое и многогранное. Обычно этим термином называют музыку прошлого, которая выдержала оценку временем и имеет аудиторию слушателей в современности.
Классическая музыка – это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров. Как правило, они базируются на «академических» жанрах и формах: симфония, опера, оратория, соната, прелюдия, сюита, увертюра и др. Эти жанры сформировались в Европе в XVII-XIX века и основываются на мелодических и гармонических принципах.
Классическая музыка продолжает развиваться и в современности, влияя на другие музыкальные жанры. Например, рок-музыканты очень часто используют классическую тональность. Классика несет в себе совершенную гармонию и целостность.
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь - все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.
«Камаринская» — симфоническое произведение Михаила Ивановича Глинки, в основу легли две народные песни: свадебная «Из-за гор» и плясовая «Камаринская».
Увертюра построена на поочерёдном развитии обеих тем, причём Глинка, в соответствии с традициями народного стиля, вводит всё новые и новые варианты.
«Камаринская» оказала большое влияние на развитие русской музыки. П. И. Чайковский сказал о том, что вся русская симфоническая школа заключена в ней, «как весь дуб в желуде».
Михаил Глинка написал живописные картины для оркестра после своего путешествия в Испанию и назвал ее "Арагонская хота". Больше всего русского композитора удивляло то, как жители испанского города проводили свои вечера – соседи собирались целыми семьями, играли на музыкальных инструментах, пели и плясали. В основе глинкинской «Хоты» лежит популярнейшая мелодия испанского народного танца. Композитор словно рисует огромное пространство, создаваемое горными высями и бесконечными далями – октавному унисону струнных отвечает «эхо» деревянных духовых, перерастающее в героический возглас валторн и труб.
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
Чайковский в своем фортепианном цикле, в небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отразил настроение сезона – зимние грёзы, весеннюю свежесть, летнее раздолье, осеннюю грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному - к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.
Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна - и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
Образы природы в альбоме «Времена года» П.И. Чайковского, где композитор воплотил музыкальный календарь, в котором музыкальными красками нарисовал природу. Пьеса «На тройке» (тройка - кони, запряжённые вместе под дугой, на которую привязывали звонкие колокольчики). Протяжная мелодия пьесы напоминает русскую народную песню, какую пели ямщики, проводя в дороге под звон бубенцов.
Музыкальная грамота.
Оттенки – динамика.громкость музыки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.
Динамика – средство музыкальной выразительности, определяющее силу её звучания, громкость.
Динамические оттенки – разные варианты громкости звука: от самого тихого до самого громкого.
Громкую музыку обозначают знаком f – форте – громко. В случае очень громкого звучания используют ff – фортиссимо – очень громко. Если же нужно не очень громкое звучание (чуть тише громкого), то нужен знак mf - меццо форте – не очень громко.
Тихую музыку обозначают знаком p – пиано – тихо. В случае очень тихого звучания используют pp – пианиссимо – очень тихо. Если же нужно не очень тихое звучание (чуть громче тихого), то нужен знак mp - меццо пиано – не очень тихо.