2 класс. Урок 8. Тема "Выразительные и изобразительные возможности музыки" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь - все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
Чайковский в своем фортепианном цикле, в небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отразил настроение сезона – зимние грёзы, весеннюю свежесть, летнее раздолье, осеннюю грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному - к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.
   Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна - и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.
  Образы природы в альбоме «Времена года»  П.И. Чайковского, где композитор воплотил музыкальный календарь, в котором музыкальными красками нарисовал природу. Пьеса  «На тройке» (тройка - кони, запряжённые вместе под дугой, на которую привязывали звонкие колокольчики). Протяжная мелодия пьесы напоминает русскую народную песню, какую пели ямщики, проводя в дороге под звон бубенцов. 

В пьесе Р. Шумана "Кукушка-невидимка" слышен зов кукушки и движение ее перелетов, хотя её не видно, только слышен голос и порхание крыльев. Летом часто слышно голоса разных птиц, среди них голос кукушки. Она всегда поет одну и ту же короткую песенку "ку-ку". 

Михаил Глинка  написал живописные картины для оркестра после  своего путешествия в Испанию и назвал ее "Арагонская хота". Больше всего русского композитора удивляло то, как жители испанского города проводили свои вечера – соседи собирались целыми семьями, играли на музыкальных инструментах, пели и плясали. В основе глинкинской «Хоты» лежит популярнейшая мелодия испанского народного танца.  Композитор словно рисует огромное пространство, создаваемое горными высями и бесконечными далями – октавному унисону струнных отвечает «эхо» деревянных духовых, перерастающее в героический возглас валторн и труб.
   
Музыкальная грамота.
Оттенки – динамика.громкость музыки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.
Динамика – средство музыкальной выразительности, определяющее силу её звучания, громкость.
Динамические оттенки – разные варианты громкости звука: от самого тихого до самого громкого.
Громкую музыку обозначают знаком f – форте – громко. В случае очень громкого звучания используют ff – фортиссимо – очень громко. Если же нужно не очень громкое звучание (чуть тише громкого), то нужен знак mf - меццо форте – не очень громко.
Тихую музыку обозначают знаком p – пиано – тихо. В случае очень тихого звучания используют pp – пианиссимо – очень тихо. Если же нужно не очень тихое звучание (чуть громче тихого), то нужен знак mp - меццо пиано – не очень тихо.
Наблюдение за развитием музыки, которая рисует природу.
Размышление на темы: "Какие чувства пробудила в вашей душе эта музыка?", "Почему творения Петра Ильича Чайковского близки и понятны каждому россиянину?".

Формирование представлений о динамике / громкости (силе) звука. Актуализация представлений о громком и тихом звучании музыки. Осмысление выразительных возможностей степени громкости звучания. Формирование умения использовать громкое и тихое звучание в процессе собственной художественной деятельности. Развитие динамического слуха.

Исполнение песен с оттенками.

На выбор или факультативно:
Импровизация, сочинение с заданными оттенками.
Чтение сказок о нотах.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
М.И.Глинка
"Арагонская хота"
Р. Шуман 
"Кукушка"
П. И. Чайковский 
"Времена года"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Газманов
"Маугли"
Муз. В.Шаинского, сл.Э.Успенского. "Медленно минуты уплывают вдаль" (караоке)
Огинский. Полонез
«Прощание с Родиной»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.