Содержание урока. Тематические линии урока
Фольклор народов России — это устное народное творчество, которое отражает жизнь, воззрение, идеалы и принципы народа. Он включает в себя произведения, передающие основные представления народа о главных жизненных ценностях: о труде, семье, любви, общественном долге, родине.
Россия — многонациональная страна, и у каждого народа свои традиции и сказания. Некоторые жанры фольклора народов России:
Сказки. Волшебные, бытовые, о животных. Например, «Колобок», «Пойди туда — не знаю куда», «По щучьему велению», «Лиса и волк», «Заяц-слуга», «Царевна-лягушка».
Былины. Эпические песни о богатырях, например, об Илье Муромце.
Народные песни. Обрядовые, трудовые, лирические, героические.
Пословицы и поговорки. Короткие народные изречения, которые передают мудрость народа.
Загадки. Важная форма общения, развивающая мышление и остроумие.
Ритуалы и праздники. Фольклор тесно переплетается с календарными праздниками и семейными торжествами.
Детский фольклор. Игровые потешки, считалки, дразнилки, страшилки.
Богатство российского фольклора заключается в его многообразии: у каждого народа есть свои предания, эпосы, обряды и традиции. Вместе они создают яркую мозаику культуры, где переплетаются русские сказки и былины, татарские легенды, якутский олонхо, чувашские и башкирские песни, ненецкие предания и казачьи пляски.
Музыкальный фольклор Коми. В Коми-пермяцком фольклоре сохранились разнообразные песенные жанры. Это эпические песни и баллады, частушки и причитания, трудовые и лирические песни, игровые, плясовые, застольные.
В героическом эпосе коми рассказывается о могучих богатырях. Богатыри освобождают народ от врагов, спасают страну и царя, и затем отказываются от царских даров (золота-серебра) и просят в награду лишь лесные угодья. Богатыри встречаются с лешими, водяными, волшебниками. Коми тунам (колдунам, хозяевам мест) приписывали такие способности, как умение заговаривать деревья, огонь и воду, ходить под водой, вызывать дожди и наводнения, перекидывать людей, дома, вещи на большие расстояния.
Почти в каждом селе рассказывают о своих силачах, от которых отсчитывают родословные местные жители. Йиркап, нашедший своё дерево (ас пу), сделал из него лыжу и стал самым быстрым охотником: в погоне за чудесным оленем он добежал до Урала и вернулся домой с такой скоростью, что хлеб за пазухой, выпеченный матерью утром, ещё не успел остыть. Пера бегал на лыжах, обгоняя тройку лошадей, и за один раз приносил до семи лосей, нанизанных на копьё…
Со старинными охотничьими обрядами связан особый жанр причитаний в песенном фольклоре Коми. У убитого зверя нужно попросить прощения, чтобы отвести от себя его гнев. Похожие обряды существовали и у многих соседних народов – хантов, манси, удмуртов.
Специальные трудовые причеты импровизировались, возникали во время пахоты, сева, сенокоса, молотьбы, расчистки лесных делянок под пашни, переправы в лодках на пойменные луга, поездки в тундру.
Татарская народная музыка – часть национального фольклора Основные виды татарской народной музыки: песни — светские и духовные – мунаджаты и баиты, напевы дастанов и поэтически, такмаки, танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши.
В татарской музыке традиционно используются такие инструменты, как саз, кубыз, курай, думбыра, гусли, разновидности гармоней, классические инструменты. Татарская народная музыка в основном одноголосна, её звуковая система чаще всего представляет пентатонику.
Баиты это самый древний жанр татарского народного творчества. В старинных баитах рассказчик берет определенный ритмический рисунок и напевает в полу речитативной форме, иногда на один мотив поется много баитов.
Протяжные песни - занимают главное место в песенном народном творчестве. Народ этим напевам доверял самые сокровенные свои чувства, в них душа народа и характер его мировосприятия, его философия и история. Многообразна их тематика: любовная лирика, пейзажная лирика, социально-бытовые мотивы и др. Они исполняются без сопровождения или под скрипку, курай, реже гармонику. В татарских народных песнях образ природы тесно связан с человеческими переживаниями, мыслями, думами о настоящем и будущем, а также с мечтами и счастьем. Любовь к родине, к человечеству, стремление к прекрасному – вот основное содержание татарских лирических песен.
Такмаки - короткие, скорые песни, речитативы и прибаутки. исполняются во время танцев, с задорным плясовым ритмом и четкой ударной рифмой.
Игровые - являются одним из самых древних, объединяли молодежь во время Сабантуев и других национальных праздников.
Музыкальная грамота.
Оттенки – динамика.громкость музыки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.
Динамика – средство музыкальной выразительности, определяющее силу её звучания, громкость.
Динамические оттенки – разные варианты громкости звука: от самого тихого до самого громкого.
Громкую музыку обозначают знаком f – форте – громко. В случае очень громкого звучания используют ff – фортиссимо – очень громко. Если же нужно не очень громкое звучание (чуть тише громкого), то нужен знак mf - меццо форте – не очень громко.
Тихую музыку обозначают знаком p – пиано – тихо. В случае очень тихого звучания используют pp – пианиссимо – очень тихо. Если же нужно не очень тихое звучание (чуть громче тихого), то нужен знак mp - меццо пиано – не очень тихо.