Содержание урока. Тематические линии урока
История русской музыки началась настолько давно, что ее можно считать одной из самых древних в регионе. Россия очень долго сохраняла живую фольклорную традицию, идущую с древних времен. Тому были объективные причины: принятие православия, то есть христианства восточного обряда, монголо-татарское нашествие, крепостное право и резкое расслоение общества на образованное дворянство и разночинцев, и крестьянство и низшие городские слои, сохраняющие славянские традиции.
Жанровая система русской народной музыки удивительно разнообразна: календарные обрядовые песни, свадебные песенные циклы, эпос, танцы, лирика, частушки. И вокал преобладает над инструментальной музыкой. В фольклоре используется не так уж много инструментов: гудок, гусли, дудка, жалейка, рожок, кувиклы (флейта Пана), охотничьи рога, бубны и ратные трубы — все это инструменты либо бытовые, либо военные или предназначенные для аккомпанемента танцев и песен.
К древним жанрам относятся былины, скоморошины и духовные стихи, лирическая протяжная песня, как пример народного полифонического многоголосия. Самыми поздними жанрами являются городские частушки и городская лирическая песня (романс).
Развитие фольклорных тем в русской композиторской школе стало основой классической музыки. Имена Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского и многих других композиторов неразрывно связаны с народной музыкальной традицией. Русскую музыку нельзя было назвать самобытной до тех пор, пока Михаил Иванович Глинка — легендарный композитор в корне не изменил жанр, добавив в оркестровую музыку мотивы из крестьянских песнопений. Раньше эту музыку исполняли в народе, во время работы в полях, а теперь она стала основой симфоний, опер и других произведений..