5 класс. Урок 5. Тема "Вторая жизнь песни" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

Вторая жизнь песни – это своеобразная интерпретация, заключающаяся в трактовке классического сочинения или в обработке какой-либо мелодии народной песни. К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновений обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь.
«Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека», - сказал Д.Б. Кабалевский. Классики русской музыки любили народный фольклор, широко использовали его. Именно поэтому, часто, в мелодиях рожденных фантазией композитора, можно услышать отголоски народной музыки.

Проявляются эти связи различным образом:
  • в цитировании композиторами отдельных народных мелодий (используют фрагменты народной музыки в своих авторских произведениях);
  • в создании своих собственных мелодий, по музыкальным образам и по интонационно-мелодическому складу близких к подлинно народным;
  • в воспроизведении в оперной и программной симфонической музыке различных жанров народной песни в их неразрывной связи с картинами народного быта, народных обрядовых действ, праздников, игрищ или же с определённой исторической обстановкой;
  • в использовании композиторами выразительных средств народной песенной речи: её интонаций, ритмического склада, особенностей мелодического развёртывания, приёмов народного подголосочного многоголосия в произведениях непесенного склада (в оперных сценах, ариях, симфониях);
  • в претворении народно-поэтических сюжетов и образов, использовании характерных приёмов развития музыкального содержания в симфонической и оперной музыке.

Музыкальное наследие русского композитора П.И. Чайковского основано на русской народной песенности. Ярким примером служит симфония №4 где композитор использовал фрагмент русской народной песни «Во поле берёзка стояла». В Концерте №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского в главной теме звучит мелодия народной песни. Звучат духовые и струнно- смычковые, затем главную тему играет фортепиано. Для музыки Чайковского характерна напевность , которая взята из народных мелодий .

Финал Первой симфонии Чайковского "Зимние грёзы". Первая симфония «Зимние грезы» (соль минор) была написана в 1866 году. Ее содержание навеяно классическими образами русского искусства — картинами зимней природы и дороги, с которыми тесно связаны размышления и самые задушевные чувства человека. Многие темы симфонии имеют песенный характер и интонационно близки русской народной музыке. Торжественный финал рисует картину народного праздника. Он начинается с медленного, несколько сумрачного вступления, которое продолжает настроение последних тактов скерцо и основано на мелодии народной городской песни «Я посею ли млада» ( городской вариант старинной крестьянской песни «Цвели цветики»). Постепенно характер музыки светлеет, постепенно приобретает лихой плясовой характер. Это образ веселящегося, ликующего народа. 

П.И. Чайковский. Симфония №4 (финал). «Во поле береза стояла». Финал — картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок. Его начало основано на живой, захватывающей теме в характере массовой пляски. Вторая тема — народная плясовая «Во поле березонька стояла». На протяжении части она изменяется, становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема злого рока. Все застывает. Но возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство.
Хотя герой ещё не разделяет неистощимого народного оптимизма, но выход будто бы уже найден: «Смотри на других людей. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно!»

Н.А.Римский-Корсаков "Три чуда". «Сказка о царе Салтане…». Сказочное чудо стихов Пушкина композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков передал в музыке оперы «Сказка о царе Салтане…». Первое чудо – «Волшебная Белка». Римский – Корсаков точно следует за шутливым пушкинским текстом. После первого сигнала фанфар появляется сказочная тема, в котором композитор "цитирует" известную народную песню "Во саду ли, в огороде". В ней слышен хрустальный перезвон колокольчиков, доносящийся из волшебного города леденца. В высоком светлом регистре звучат тембры флейты- пикколо, колокольчиков и арфы. Затем в звуковую картину вливаются тембры гобоев, кларнетов, английского рожка, валторн, струнных. Вдруг наступает пауза – этот эффектный прием изображает изумление при виде чуда. «С присвисточкой» звучит в оркестре флейта – пикколо. Она –то и поет песенку «Во саду ли, в огороде», но по – своему. Если народная мелодия проста по ритму: в ней преобладает ровное движение восьмыми, то в обработке Римского – Корсакова она сложна и прихотлива. Композитор украсил тему легкими узорами шестнадцатых, и ритмический рисунок приобрел озорной танцевальный характер. В прозрачном аккомпанементе гобоев и струнных звучат лишь «пустые» квинты. Струнные играют pizzicato, подражая звучанию балалаек и домр. Создается шутливый, скомороший характер темы.
       Второе чудо - «Тридцать три богатыря». О нем опять возвещают фанфары. Звучность оркестра переместилась в более низкий регистр:…Море вздувается бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой". Композитор изображает бурлящие морские волны быстрыми пассажами струнных и деревянных духовых в низком регистре, а завывание и свист ветра – хроматическими гаммами флейт и гобоев в высоком регистре. На этом фоне, подобно маршу, звучит героическая тема богатырей, выходящих из морской пучины (валторны и тромбоны в среднем регистре).
      Третье чудо- «Царевна- Лебедь». Об этом чуде возвещает веселая фанфара. Первую тему Лебеди, тихую и певучую, пропевает гобой. Аккомпанемент рисует море, но теперь безмятежно – спокойное. Вторая тема Лебеди – стремительная и прихотливая, с причудливым ритмическим рисунком, как бы взлетает вверх. Ее легкие узоры сотканы из хрупких пассажей. Музыка «расцветает» в красочных сочетаниях тембров. Праздничные фанфары завершают все произведение.
Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке. Разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке.
Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т. п.), в которых использованы подлинные народные мелодии. Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала.

На выбор или факультативно

Исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции).
Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвящённого данной теме. Обсуждение в классе и/или письменная рецензия по результатам просмотра.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Финал Первой симфонии Чайковского
"Зимние грёзы"
Русская народная песня
"Цвели цветики"
П.И. Чайковский. Симфония №4 (финал).
«Во поле береза стояла»
Русская народная песня
«Во поле берёза стояла».
Н.А.Римский-Корсаков "Три чуда"
из оперы "Сказка о царе Салтане"
Русская народная песня 
«Сидел Ваня»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Русская народная песня
"Калинка малинка"
Русская народная песня - Танец
"Калинка малинка"
Русская народная песня
"Калинка малинка" (караоке)
Муз. В. Шаинского. Сл. М.Пляцковского «Подарки»
Казачья народная песня
"Любо, братцы, любо" (караоке)
Муз. В. Шаинского.
Сборник песен
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.