Содержание урока. Тематические линии урока
Балет — музыкально-танцевальный спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, актёрское мастерство и изобразительное искусство. В основе балета лежит определённый сюжет, выраженный в форме литературного текста — либретто. Балет базируется на классическом сценическом танце, но также его дополняют другие хореографические элементы: гимнастика, акробатика, элементы восточных единоборств, народные пляски. Музыка балета передаёт характер героев через танец, пластику движения и жеста.
Немецкий писатель и сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман написал рождественскую историю, которую назвал «Щелкунчик и мышиный король». Чайковский написал балет на сюжет Гофмана. Увертюра — это вступление к музыкальному спектаклю, опере или балету. В увертюре «Щелкунчика» композитор рисует образы ожидания сказочного праздника — Рождества. Лёгкость и изящество этой музыки напоминает стиль Моцарта. Чайковский мастерски использовал средства оркестра — в увертюре практически не слышны «тяжёлые» тембры медных духовых инструментов. Музыкальное пространство полностью захватывают струнные инструменты, которые в стремительном темпе увлекают нас в сказку.
Музыка марша из «Щелкунчика» — одна из самых известных мелодий балета. Детский марш проникнут торжественным настроением, при этом он остаётся мелодичным и лёгким, дети торжественно шествуют по бальному залу, изо всех сил стараясь сохранять серьёзность.
Появление мышей и сражение. Однако сказочному счастью приходит конец, когда в комнате появляется полчище мышей под предводительством Мышиного короля. Игрушки, особенно деревянные солдатики и Щелкунчик, начинают мужественно сражаться с врагом. Однако силы неравны, и они начинают проигрывать. Тогда Мари решает помочь и бросает свою туфельку в Мышиного короля, чем отвлекает его внимание. Это даёт Щелкунчику возможность нанести решающий удар и победить. Мыши убегают, а Щелкунчик превращается в прекрасного Принца. Он благодарит Мари за помощь и приглашает её отправиться вместе с ним в волшебную страну сладостей — Конфитюренбург.
Вальс снежных хлопьев может посоревноваться в популярности с маршем из первой картины первого действия, его тоже довольно часто исполняют отдельно. Быстрые пассажи флейты в начале словно рисуют мечущиеся снежные хлопья, которые закружил стремительный ветер. Это не совсем обычный вальс, под который нужно мерно кружиться на «раз-два-три», и это не только сценка из зимней природы. Композитор рисует эмоции героини, которые, как мы помним, хотел показать и Гофман в своей сказке. Необычное для балета решение в этом номере — появление хора, который поёт нежную мелодию, увлекающую за потоком снега в волшебный мир. А хор, конечно же, сопровождает арфа.
Танец феи Драже. Стеклянный звук челесты и тембр бас-кларнета, который вторит ей, создают особенный колорит в музыке этого номера.
Шоколад. Испанский танец, символизирующий испанские шоколадки. В этой музыке играет большую роль ритм. Именно он создаёт ощущение национального горделивого испанского танца, а добавляют колорита кастаньеты и тембр трубы.
Кофе. Арабский танец, представляющий аромат этого любимого многими напитка. Извилистая и прихотливая мелодия словно наполнена ароматами Востока. В основу номера положена подлинная грузинская мелодия «Спи, фиалка». Чайковский сделал для неё изящную обработку с использованием засурдиненных скрипок.
Чай. Изящный китайский танец, очень колоритный и тоже довольно известный широкому кругу любителей музыки. Он построен на контрастах: здесь Чайковский умело сочетает самые высокие тембры (флейты) и самые низкие (фаготы).
Вальс цветов. С помощью музыки композитор даёт нам услышать диалог сезонов. После зимнего вальса снежинок звучит вальс цветов — и с ним приходит весна, просыпается природа и расцветают человеческие чувства. Во вступлении к этому номеру много солирует арфа, словно погружая нас в волшебный мир сказки.
Сказка о «Щелкунчике» возвращает в волшебный мир детства, где возможно всё, где добро всегда побеждает зло, а любовь и дружба способны преодолеть любые преграды.
П.И. Чайковский. Балет "Спящая красавица". "Вальс цветов" - это вальс счасть, он звучит во время свадебного торжества Маши и Принца. На премьере его танцевали 8 солисток и 48 танцовщицков и танцовщиц кордебалета, одетых в розовые платья. Поэтому вальс ещё называют «розовым». Чайковский придумал очень нарядную оркестровку: волшебное вступление арф и затем валторны в красивой, волнами льющейся теме.
П.И. Чайковский. Балет "Лебединое озеро", "Танец маленьких лебедей". Музыка танца маленьких лебедей очень проста и вместе с тем привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучания деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и аккомпанирующих им фаготов воспроизводят «топчущиеся» изящные и слаженные движения танцующих маленьких лебедей.