Содержание урока. Тематические линии урока
Тема истории страны и народа отражена в музыке русских композиторов XIX века. Композиторы стремились показать исторические события, тяжёлую жизнь народа, его мечты и надежды на лучшее будущее. Отражена эта тема в творчестве М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.М. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.
М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Глинка показал страницы истории, грани народной жизни, русский национальный характер. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году. Глинка в героическом поступке простого человека усматривал проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Бородин взял в качестве основы древнейший эпический памятник — «Слово о полку Игореве». В опере показаны:
патриотизм русского народа; национальные характеры героев того времени; противостояние двух культур — русских и половцев, землепашцев, защищающих свои города, семьи, и кочевников, пытающихся всё это разграбить и разрушить.
М.М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (по трагедии А. С. Пушкина). Действие сконцентрировано вокруг главного конфликта между царской властью и народом. Народ показан многолико: масса, «одушевлённая единою идеею», и галерея колоритных народных характеров.
Опера «Хованщина». Мусоргский назвал её «народной музыкальной драмой», подчеркнув главенствующую роль народа. Разные группы народа (стрельцы, «пришлые люди московские», раскольники, крепостные девушки князя Хованского) получают индивидуальную характеристику.
Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Псковитянка». Отражена борьба между вольными городами Новгородом и Псковом и царём Иваном IV, который стремился подчинить их единой государственной власти.
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Композитор соединил две легенды древней Руси — о граде Китеже и о Петре и Февронии. События оперы происходят во времена татарского нашествия.
П. И. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год», — оркестровое произведение в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. Премьера увертюры состоялась в Храме Христа Спасителя 8 (20) августа 1882 года. Эта монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).
Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди твоя» и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов. Сонатное аллегро многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в аллегро введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна «Боже, Царя храни!».
В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.
В характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, в характеристике французского нашествия он использовал тему «Марсельеза». Несмотря на то, что «Марсельеза» для европейца ассоциируется с чистотой и свободой, в увертюре она звучит напряжённо, зловеще, с диссонансами на втором плане — это логичное решение, ведь русское дворянство боготворило французскую культуру, они разговаривали на французском языке, повторяли манеры французов и их моду. Но вот наполеоновская армия подошла к Москве, и, естественно, все «прекрасно-французское» мгновенно обретает иной окрас, и «Марсельеза» уже рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит дополнительный драматизм в структуру целого.
Дмитрий Шостакович "Праздничная увертюра" — оркестровое произведение, написанное по заказу Большого театра к празднованию 37-й годовщины Октябрьской революции. Праздничная увертюра начинается с фанфар, которые перекликаются с увертюрой Михаила Глинки к опере «Руслан и Людмила». Сам Шостакович охарактеризовал Праздничную увертюру как «небольшое произведение, праздничное или торжественное по духу».