6 класс. Урок 10. Тема "Образы симфонической музыки" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Симфоническая музыка это сфера инструментальной музыки, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром), в которая наполнена сложным идейно-эмоциональным содержанием. К произведениям симфонической музыки относятся сочинения различных форм и жанров:
  • Симфония — крупное оркестровое произведение, обычно состоящее из четырёх частей, каждая из которых имеет свою тематику и характер.
  • Концерт — произведение с сольной инструментальной партией в сопровождении оркестра. Может быть написан для различных инструментов, таких как фортепиано, скрипка или труба.
  • Симфоническая поэма — одночастное произведение, которое иллюстрирует какую-либо идею, сюжет или образ.
  • Оркестровая сюита — набор отдельных частей, объединённых общей темой или настроением.
  • Увертюра — оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме.

Родоначальниками симфонической музыки можно назвать композиторов венской классической школы.  В течение 18-го и 19-го веков, Вена была центром музыкальной творчества и привлекала множество талантливых композиторов. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме - главная черта творчества венских классиков.

Моцарт – это величайший дар Создателя человечеству. Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы — от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи,  наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.
Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами. За свои неполные 36 лет он написал более 600 произведений, большинство которых являются абсолютными жемчужинами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Музыка Моцарта раскрывает эмоциональный мир человека, рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни: возвышенное и обыденное, трагическое и комическое − все это в равной степени характерно для нее.
Сильное драматургическое развитие получает у него симфония. Во многих из них можно увидеть сходство с оперным принципом построения – опора на конфликт, противостояние, сквозное развитие.
Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Музыка Моцарта стала символом красоты и гармонии. «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки» - писал П.И. Чайковский». В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов.

В.А.Моцарт.  Симфония №40 Моцарта является одной из самых известных и величественных произведений в мире классической музыки. Это едва ли не самое популярное из сочинений композитора. Симфония написана в лирико-драматическом жанре. Идея симфонии: исповедь человека, поиск душевной гармонии, преодоление жизненных конфликтов. Все внимание композитора сосредоточено на человеческой личности. При этом внутренний мир человека предстает здесь сложным, глубоким: это мир напряженных исканий гармоничности, разумности, ясности. Симфония соль минор Моцарта – одно из самых трагических произведений XVIII века. И не случайно композиторы-романтики выделили именно это произведение из богатейшего музыкального наследия XVIII века как наиболее созвучное их собственному мироощущению.

В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада». «Eine kleine Nachtmusik» (так в оригинале называется произведение) Моцарта близка по своему характеру и строению дивертисменту или сюите. Она полна ликующей радости. Словно после жаркого, душного дня наступил прохладный, освежающий вечер – «serno» также переводится как «теплая погода». Оживленный быстрый темп передает эмоциональный порыв. Мелодия главной темы построена на размашистых взлетах и напоминает живой разговорный диалог, а ритм аккомпанемента подражает счастливо-возбужденной пульсации сердца человека, внезапно получившего прекрасную весть. Невозможно оставаться спокойным во время звучания столь искренней, полной искрящегося смеха музыки. У Моцарта  серенада соль-мажор звучит камерно, в исполнении струнного оркестра или квинтета (2 скрипки, альт, виолончель и контрабас).

Вольфганг Амадей Моцарт "Реквием" - грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра - открывается трагическим, полным смятения и скорби хором. «Лакримоза» (No.6 Lacrimosa, Chor), что значит «слезная», посредством хорового песнопения и звуками музыки восходящей тональности композитор рисует восхождение человеческих душ к божественному трону, восседая на котором, Господь Бог решает их распределение — праведники будут избраны для наследования Рая, а грешники будут низвергнуты в геенну огненную.

Бетховен - немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета. 
В симфонии №5 Бетховена раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе». Отличительной особенностью содержания симфонии является проблема рока, где главнпя тема симфонии - звуковой символ судьбы: «так судьба стучится в дверь».
Конфликт очевиден и его завязка происходит еще в первых тактах. Он сравнивал судьбу с не прошеной гостьей, которая разрушает и врезается клином в привычный мир мечтаний и грез. Мотив судьбы пронизывает композицию с первых таков и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным. Жанр произведения - инструментальная драма.
В первой части экспонируются прямое действие (лирический герой) и контрдействие (судьба) происходит завязка драмы и обострение конфликта. Преобладание и доминирование судьбы над героем, зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы.
Вторая медленная часть задумывалась композитором как менуэт. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную, а вторая тема - героическая. 2 часть выполняет функцию разрядки нагнетенного противодействия, а также дает начало для формирования облика торжествующего финала.
Тревожное настроение возвращается в третьей части. Это необычно трактуемое скерцо - вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. В третьей части конфликт накаляется и развивается до достижения острой стадии. Происходит перелом ситуации в пользу лирического героя. Характеризуется динамическим нарастанием.
Финал явно формирует позитивный ключ и реализует концепцию «Через борьбу к победе». Ослепительным светом заливает все вокруг начинающийся без перерыва финал. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо.Отражена музыка эпохи Французской революции — марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Мотив судьбы звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Ликующая реприза утверждает победу народа.
Познакомить с образной сферой музыки, которая предлагается для слушания на уроке. Процесс сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения.
Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации.
Разучивание, исполнение произведений, , художественная интерпретация  музыкального образа.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно

Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора. 
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
В.А.Моцарт
Симфония №40
В. А. Моцарт
«Маленькая ночная серенада»
Моцарт в рок-обработке
"Маленькая ночная серенада"
Вольфганг Амадей Моцарт
"Реквием". "Лакримоза"
Мультфильм о Моцарте
"Тайна запечного сверчка"
Л.В.Бетховен
Симфония №5
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. А. Ермолова, сл. С. Пярнянен
"Гимн музыке"
 Ярослав Дронов (Шаман)
"Встанем"
Муз.В.Берковский,С.Никитин,cл.А.Величанский "Под музыку Вивальди" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.