8 класс. 11 урок (учителю)
8 класс. Урок 11. Тема Опера Бородина «Князь Игорь»
Содержание урока. Тематические линии урока

Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина - одна из самых известных и популярных опер в русской классической музыкальной истории. История оперы «Князь Игорь» основана на событиях, произошедших в Руси в XII веке,  рассказывает о приключениях князя Игоря Святославича и его борьбе с половцами. Опера охватывает широкий диапазон тем, включая военные сражения, любовные интриги и лирические моменты. 

Бородин, по профессии - химик, однако посвятил значительную часть своей жизни созданию этого музыкального шедевра. Сюжет оперы повествует о расколе Руси, битве с половцами и внутренних противоречиях героев, отражает национальные традиции и исторические события древнерусского государства. В основе сюжета  оперы «Князь  Игорь» была положена древнерусская летопись «Слову о полку Игореве» -  произведение могучей патриотической и поэтической силы. Композитор точно не следовал  за развитием сюжета летописи — это было бы невозможно, да и не нужно, сила была не в сюжете, а в живой художественной ткани повествования, в лирических отступлениях,  описаниях природы, и прежде всего — в патриотической идее. Она является основной не только для главных героев — Игоря и Ярославны. В центре оперы - патриоты, защитники родины. Любовь к отчизне, готовность отдать за нее жизнь, благородство, мужество, верность и доблесть составляют содержание образа Игоря. Его любовь к жене неотделима от любви к родине; светлый, чистый образ Ярославны — олицетворение высших и благороднейших нравственных и духовных качеств русской женщины, русского народа.
   Нераздельность гражданственного и личного придает образам Игоря и Ярославны высокую гармоничность и этическую красоту.  Одна и та же тема проходит в арии Игоря (эпизод «Ты одна, голубка лада») и в плаче Ярославны («Я кукушкой перелетной»).  Ее тоска по мужу, тревога о нем (ариозо «Немало времени прошло с тех пор») неотделимы от тревоги за судьбу Путивля (сцена с боярами, финал картины) и глубокой печали при виде разорения родной земли («Как уныло все кругом»). 
   Тема подвига во славу отчизны воплощена в героическом прологе, опасности и бранные тревоги — в хоре бояр, печаль и страдания, вызванные войной,— в гениальном хоре поселян. Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.

Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина создаёт многогранный портрет главного героя, отражая его разнообразные черты характера: воинская отвага и мужество, душевное благородство и верность долгу, вдумчивость и совестливость. Композитор характеризует Игоря как человека, который размышляет о поражении, стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине и супруге, страдания мужественного человека.
   В первой части арии князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной, он не поёт, а скорее говорит под музыку, тяжело вздыхает. Интонации Игоря разнообразны: от задумчиво-декламационных до романсовых, что характеризует богатство духовного мира героя. Ария князя Игоря — это музыкальный портрет, где запечатлены горестные думы о судьбах родины, страстная жажда свободы и чувство любви к Ярославне.

    Новое слово в русской опере — образ хана Кончака, которому свойственны мужество, рыцарство, благородство. Он восхищен своим пленником (гениальная находка композитора: победитель побежден нравственным превосходством русского витязя).
   Половецкие пляски — высшее в русской музыке выражение Востока, бурного, страстного, воинственного, влекущего, знойного. На сцену выходят половецкие невольники и невольницы, некоторые из них с бубнами и другими музыкальными инструментами; за ними свита и приближенные Кончака. Начинаются половецкие пляски — изумительные по красоте, ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаемые хором. Чередуются, создавая контраст, плавная пляска девушек, необузданная, исполненная стихийной силы пляска мужчин и стремительная и легкая пляска мальчиков. Действие завершается буйно-стремительным вихрем общей пляски и хором «Пляской тешьте хана, чаги».

Музыка оперы «Князь Игорь»  отличается разнообразием жанров. Она сочетает в себе эпические хоры, лирические арии, дуэты и сцены, содержит многочисленные инструментальные эпизоды, которые обогащают музыкальное полотно и добавляют глубину и насыщенность произведению.
   Одним из наиболее запоминающихся моментов в опере «Князь Игорь» является знаменитая «Половецкая пляска»,  отличающаяся живостью, динамикой и захватывающей музыкой.
    «Полонез» из первого акта является ярким и мощным музыкальным номером, который воплощает торжественность и величие княжеского двора. Ария Кончака «В степь широкую» стала символом силы и решимости, воплощая героизм и патриотизм русского народа.
     Опера «Князь Игорь» также славится своими масштабными хоровыми сценами, такими как «Польский танец» и «Чужина», которые великолепно передают образ древней Руси и народной культуры. Хоровые номера в опере обладают глубоким символическим значением и создают потрясающую атмосферу единства и силы народа.
   
Слушание музыки. Основная идея и форма ее воплощения в музыке.
Интонационно-стилистической системы для передачи определенной эмоциональной или художественной информации через музыку.
Выделение стилевых особенностей рок-музыки.
Характеристика выразительных средств прослушанных произведений. 

Выразительное исполнение песен.
Работа над воплощением художественного образа песни, дыханием, ансамблевым звучанием.

На выбор или факультативно.
Исследовательский проект: "Рок - это..."
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Опера Александра Бородина
«Князь Игорь»
А. Бородин. Опера "Князь Игорь"
Плач Ярославны
«Половецкие пляски»
из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»
Музыкальный   материал   для   исполнения
"Queen" Фредди Меркьюри
"The Show Must Go On" (караоке)
Трио “Меридиан”, "Я тебя никогда не забуду"
(из спектакля “Юнона и Авось”)
Муз. А. Рыбникова
Из рок-оперы "Юнона и Авось" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.