Содержание урока. Тематические линии урока
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина - одна из самых известных и популярных опер в русской классической музыкальной истории. История оперы «Князь Игорь» основана на событиях, произошедших в Руси в XII веке, рассказывает о приключениях князя Игоря Святославича и его борьбе с половцами. Опера охватывает широкий диапазон тем, включая военные сражения, любовные интриги и лирические моменты.
Бородин, по профессии - химик, однако посвятил значительную часть своей жизни созданию этого музыкального шедевра. Сюжет оперы повествует о расколе Руси, битве с половцами и внутренних противоречиях героев, отражает национальные традиции и исторические события древнерусского государства. В основе сюжета оперы «Князь Игорь» была положена древнерусская летопись «Слову о полку Игореве» - произведение могучей патриотической и поэтической силы. Композитор точно не следовал за развитием сюжета летописи — это было бы невозможно, да и не нужно, сила была не в сюжете, а в живой художественной ткани повествования, в лирических отступлениях, описаниях природы, и прежде всего — в патриотической идее. Она является основной не только для главных героев — Игоря и Ярославны. В центре оперы - патриоты, защитники родины. Любовь к отчизне, готовность отдать за нее жизнь, благородство, мужество, верность и доблесть составляют содержание образа Игоря. Его любовь к жене неотделима от любви к родине; светлый, чистый образ Ярославны — олицетворение высших и благороднейших нравственных и духовных качеств русской женщины, русского народа.
Нераздельность гражданственного и личного придает образам Игоря и Ярославны высокую гармоничность и этическую красоту. Одна и та же тема проходит в арии Игоря (эпизод «Ты одна, голубка лада») и в плаче Ярославны («Я кукушкой перелетной»). Ее тоска по мужу, тревога о нем (ариозо «Немало времени прошло с тех пор») неотделимы от тревоги за судьбу Путивля (сцена с боярами, финал картины) и глубокой печали при виде разорения родной земли («Как уныло все кругом»).
Тема подвига во славу отчизны воплощена в героическом прологе, опасности и бранные тревоги — в хоре бояр, печаль и страдания, вызванные войной,— в гениальном хоре поселян. Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.
Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина создаёт многогранный портрет главного героя, отражая его разнообразные черты характера: воинская отвага и мужество, душевное благородство и верность долгу, вдумчивость и совестливость. Композитор характеризует Игоря как человека, который размышляет о поражении, стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине и супруге, страдания мужественного человека.
В первой части арии князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной, он не поёт, а скорее говорит под музыку, тяжело вздыхает. Интонации Игоря разнообразны: от задумчиво-декламационных до романсовых, что характеризует богатство духовного мира героя. Ария князя Игоря — это музыкальный портрет, где запечатлены горестные думы о судьбах родины, страстная жажда свободы и чувство любви к Ярославне.
Новое слово в русской опере — образ хана Кончака, которому свойственны мужество, рыцарство, благородство. Он восхищен своим пленником (гениальная находка композитора: победитель побежден нравственным превосходством русского витязя).
Половецкие пляски — высшее в русской музыке выражение Востока, бурного, страстного, воинственного, влекущего, знойного. На сцену выходят половецкие невольники и невольницы, некоторые из них с бубнами и другими музыкальными инструментами; за ними свита и приближенные Кончака. Начинаются половецкие пляски — изумительные по красоте, ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаемые хором. Чередуются, создавая контраст, плавная пляска девушек, необузданная, исполненная стихийной силы пляска мужчин и стремительная и легкая пляска мальчиков. Действие завершается буйно-стремительным вихрем общей пляски и хором «Пляской тешьте хана, чаги».
Музыка оперы «Князь Игорь» отличается разнообразием жанров. Она сочетает в себе эпические хоры, лирические арии, дуэты и сцены, содержит многочисленные инструментальные эпизоды, которые обогащают музыкальное полотно и добавляют глубину и насыщенность произведению.
Одним из наиболее запоминающихся моментов в опере «Князь Игорь» является знаменитая «Половецкая пляска», отличающаяся живостью, динамикой и захватывающей музыкой.
«Полонез» из первого акта является ярким и мощным музыкальным номером, который воплощает торжественность и величие княжеского двора. Ария Кончака «В степь широкую» стала символом силы и решимости, воплощая героизм и патриотизм русского народа.
Опера «Князь Игорь» также славится своими масштабными хоровыми сценами, такими как «Польский танец» и «Чужина», которые великолепно передают образ древней Руси и народной культуры. Хоровые номера в опере обладают глубоким символическим значением и создают потрясающую атмосферу единства и силы народа.