Содержание урока. Тематические линии урока
Опера – это музыкально-театральное произведение, в котором объединяются слово (литература), сценическое действие (театр), музыка, живопись (декорации, костюмы).
Появилась опера в 16 веке в Италии, во Флоренции и первоначально называлась «драма с музыкой». Ещё в Древней Греции актёры исполняли трагедии нараспев, чтобы усилить воздействие на зрителей, а хор под музыкальное сопровождение выражал основную идею произведения.
Опера в переводе с итальянского – труд, сочинение. В ее основе лежит либретто (пер.итал. - книжечка) - это краткое содержание оперы).
Так же как и в драматическом спектакле, сценическое действие в опере строится по определённым законам. Вначале композитор знакомит нас с обстановкой, действующими лицами. Такой показ главных участников драмы называют экспозицией.
Затем происходит завязка действия. Возникает тот самый конфликт, который заставляет нас волноваться за судьбу героев. Развитие конфликта нагнетает атмосферу, пока, наконец, не достигнет кульминации. Это – высшая точка напряжения, вслед за которой следует развязка – счастливая или, наоборот, трагическая, торжественная или печальная.
Опера состоит из: действий (актов), а каждое действие состоит из эпизодов: арий, речитативов ансамблей (дуэты, трио), хоровых и инструментальных разделов. Опера открывается увертюрой (с французского – «открытие»). Арии, дуэты главных героев, хоровые сцены и танцевальные фрагменты – количество и жанры конкретных номеров в каждой опере – различны. Но все они объединяются единым развитием сюжета, драматического действия.
Опера «Руслан и Людмила»Михаила Ивановича Глинки написана на сказочный сюжет А.С.Пушкина. Это первое обращение Глинки к произведениям Пушкина в русской музыке. Опера - эпическая, где монументальные образы Киевской Руси, сочетаются с легендарными фигурами великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна, что переносит слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни.
Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью и противопоставляются отрицательным персонажам, которые либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина). В опере есть фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом.
Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом. Основной конфликт — столкновение сил добра и зла — отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина). Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия.
Идея произведения — торжество светлых сил жизни — раскрывается уже в увертюре, в которой использована ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания.
Первый акт впечатляет широтой и монументальностью музыкального воплощения. Акт открывается интродукцией, включающей ряд номеров. Песня Баяна «Дела давно минувших дней», сопровождаемая переборами арф, имитирующих гусли, выдержана в мерном ритме, полна величественного спокойствия. Лирический характер имеет вторая песня Баяна «Есть пустынный край». Интродукция завершается мощным заздравным хором «Светлому князю и здравье и слава». Каватина Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой» — развитая сцена с хором — отражает различные настроения девушки, шаловливо-грациозной, но способной и на большое искреннее чувство. Хор «Лель таинственный, упоительный», воскрешает дух древних языческих песен. Сцена похищения начинается резкими аккордами оркестра; музыка принимает фантастический, сумрачный колорит, который сохраняется и в каноне «Какое чудное мгновенье», передающем состояние оцепенения, охватившее всех. Венчает акт квартет с хором «О витязи, скорей во чисто поле», полный мужественной решимости.
Второй акт, состоящий из трех картин, начинается симфоническим вступлением, рисующим суровый таинственный северный пейзаж, объятый настороженной тишиной.
В первой картине центральное место занимает баллада Финна; музыка ее создает благородный образ, исполненный глубокой человечности и нравственной красоты.
Вторая картина по своему характеру противоположна первой. Облик Наины очерчен колючими ритмами коротких оркестровых фраз, холодными инструментальными тембрами. Меткий комический портрет ликующего труса запечатлен в рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего».
В центре третьей картины великолепная по музыке ария Руслана; ее медленное вступление «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями» передает настроение глубокого, сосредоточенного раздумья; второй раздел, в быстром энергичном движении, наделен чертами героики.
Третий акт наиболее разнообразен по красочности, живописности музыки. Чередующиеся хоры, танцы, сольные номера рисуют обстановку волшебного замка Наины. Чарующе-обольстительно звучит гибкая, проникнутая сладостной истомой мелодия персидского хора «Ложится в поле мрак ночной». Каватина Гориславы «Любви роскошная звезда» полна горячего, страстного чувства. Ярко выраженным восточным колоритом отмечена ария Ратмира «И жар и зной сменила ночи тень»: прихотливая мелодия медленного раздела и гибкий вальсообразный ритм быстрого обрисовывают пылкую натуру хазарского витязя.
Четвертый акт отличается пышной декоративностью, яркостью неожиданных контрастов. Ария Людмилы «Ах ты доля, долюшка» — развернутая монологическая сцена; глубокая печаль переходит в решимость, негодование и протест. Марш Черномора рисует картину причудливого шествия; угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков создают гротескный образ злого чародея. За маршем следуют восточные танцы: турецкий — плавный и томный, арабский — подвижный и мужественный; танцевальную сюиту заключает огненная, вихревая лезгинка.
В пятом акте две картины. В центре первой — проникнутый негой и страстью романс Ратмира «Она мне жизнь, она мне радость».
Вторая картина — финал оперы. Суровый, горестный хор «Ах ты, свет-Людмила» близок народным плачам-причитаниям. Печалью окрашен и второй ход «Не проснется птичка утром», прерываемый скорбными репликами Светозара. Музыка сцены пробуждения овеяна утренней свежестью, поэзией расцветающей жизни; мелодию, полную живого, трепетного чувства, («Радость, счастье ясное»), запевает Руслан; к нему присоединяется Людмила, а затем остальные участники и хор. Заключительный хор («Слава великим богам») звучит ликующе, светло и жизнерадостно (музыка увертюры).