6 класс. 1 четверть. Тема "Народное музыкальное творчество России" (8 часов)
5 урок. Тема "Фольклорные традиции родного края и соседних регионов"
Содержание урока. Тематические линии урока

Российская культура богата разнообразными фольклорными обрядами и обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Эти традиции имеют глубокий смысл и являются непременной частью национальной культуры. Они отражают исторические, религиозные и социальные аспекты жизни русского народа.
   Песня – живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников, выражает богатейший мир эмоций человека. Как и в любом виде художественного творчества, песенное искусство имеет свои традиции, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Из уст в уста передавались они от одного исполнителя - певца к другому, от старших поколений к младшим. Но эта передача песенных традиций всегда носила творческий характер. Каждый исполнитель приносил в песню что-то своё: он мог изменить слова и напев, но его личное, индивидуальное начало всегда гармонично сочеталось с коллективным творчеством.

Культура Донского края по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в донской культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре казачьих ансамблей значительную часть составляют песни воинского содержания, посвященные подвигам героев- "донцов". 
Среди них особой любовью пользуется старинная казачья песня, в которой, так или иначе, нашла отражение вся история казаков.

Музыкальную традицию донских казаков можно охарактеризовать как вокальную, военно-общинную и исконно мужскую, развивающуюся в формах внешнего (походного) и внутреннего (домашнего) быта. Превалирование вокального начала обусловлено;
- мифологическими и религиозными представлениями о голосе и пении как носителях души, выразителях духовного, божественного начала в человеке, о его универсальности (в отличие от инструментальной музыки, ограниченной в сфере применения);
- ролью многочисленного старообрядческого населения Дона, вера которого способствовала культивированию на Дону пения;
- условиями военного быта, где голос был самым естественным, доступным и необременительным "инструментом".

Народное музыкальное искусство народов Поволжья: мордвы, чувашей и татар складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов.
Волжский песенный стиль характеризуется взаимопроникновением славянских и неславянских традиций. В русских сёлах к жанрам совместного пения относятся зимние поздравительные величания, весенние заклички, хороводные и свадебные песни, трудовые артельные песни. К неприуроченным песенным жанрам относятся былины, протяжные (лирические, исторические, баллады), плясовые песни, частушки, городские песни и романсы.

Разноликость песенных традиций отражается в исполнительской терминологии: песни «поют» – в Пензенской, Ульяновской области. В Ульяновской области встречается понятие «зёвать»: невеста «зёвала» (вопила); дети «зёвали», закликая жаворонков. Протяжные песни в Горьковской области по местной терминологии – «голосят».

В русских селах Среднего Поволжья бытовали зимние святочные обряды: группы колядующей молодёжи (девушки, иногда к ним присоединялись женщины) совершали обходы дворов с исполнением величально-поздравительных песен с припевом «Коляда», «Таусень». Детские величания

Центральное место отводится свадебным песням и плачам, сопровождающим единый в своей основе свадебный обряд. В местах, где население занималось земледелием, большая роль принадлежит весенним хороводным песням. В населённых пунктах, входящих в охранные засечные черты, среди ведущих жанров выделялись протяжные песни, приуроченные к весеннему времени года (Троица, проводы весны): они выполняют функции весенних хороводных песен.

Многие жанры русских песен Поволжья имеют свои аналоги среди песенных жанров других народов, а в некоторых сёлах, бытует и русская терминология: здесь песни "играют", а невеста "голосит" на свадьбе. В свою очередь, жанровые системы финно-угорских и тюрко-татарских народов Поволжья имеют свои специфические черты.
Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи.

Определение на слух:
— принадлежности к народной или композиторской музыке;
— исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
— жанра, характера музыки.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Старинная казачья протяжная песня
"Как бывало Дон"
Казачьи песни "Не для меня" 
Ансамбль песни и танца Донские казаки
Ансамбль казачьей песни
"Донские казаки"
Русская народная песня
"Как во дальней во сторонке"
Казачья лезгинка
"Снежочки"
Казаки России
"Казачий пляс"
Песни народов
Поволжья
«Народы Поволжья – традиции, культура, кухня, костюм» – «Русская культура»
#ВОЛЖСКАЯ_КУЛЬТУРА #ПОВОЛЖЬЕ_НАША_КУЛЬТУРА
Музыкальный   материал   для   исполнения
Игорь Матвиенко, сл.: Александр Шаганов.
"Выйду ночью в поле с конём"
Игорь Матвиенко, сл.: Александр Шаганов.
Любэ "Выйду ночью в поле с конём"
Игорь Матвиенко, сл.: Александр Шаганов.
"Выйду ночью в поле с конём"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.