6 класс. Урок 5. Тема "На рубежах культур"
Содержание урока. Тематические линии урока

Российская культура богата разнообразными фольклорными обрядами и обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Эти традиции имеют глубокий смысл и являются непременной частью национальной культуры. Они отражают исторические, религиозные и социальные аспекты жизни русского народа.
   Песня – живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников, выражает богатейший мир эмоций человека. Как и в любом виде художественного творчества, песенное искусство имеет свои традиции, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Из уст в уста передавались они от одного исполнителя - певца к другому, от старших поколений к младшим. Но эта передача песенных традиций всегда носила творческий характер. Каждый исполнитель приносил в песню что-то своё: он мог изменить слова и напев, но его личное, индивидуальное начало всегда гармонично сочеталось с коллективным творчеством.

Культура Донского края по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в донской культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре казачьих ансамблей значительную часть составляют песни воинского содержания, посвященные подвигам героев- "донцов". 
Среди них особой любовью пользуется старинная казачья песня, в которой, так или иначе, нашла отражение вся история казаков.

Музыкальную традицию донских казаков можно охарактеризовать как вокальную, военно-общинную и исконно мужскую, развивающуюся в формах внешнего (походного) и внутреннего (домашнего) быта. Превалирование вокального начала обусловлено;
- мифологическими и религиозными представлениями о голосе и пении как носителях души, выразителях духовного, божественного начала в человеке, о его универсальности (в отличие от инструментальной музыки, ограниченной в сфере применения);
- ролью многочисленного старообрядческого населения Дона, вера которого способствовала культивированию на Дону пения;
- условиями военного быта, где голос был самым естественным, доступным и необременительным "инструментом".

Народное музыкальное искусство народов Поволжья: мордвы, чувашей и татар складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов.
Волжский песенный стиль характеризуется взаимопроникновением славянских и неславянских традиций. В русских сёлах к жанрам совместного пения относятся зимние поздравительные величания, весенние заклички, хороводные и свадебные песни, трудовые артельные песни. К неприуроченным песенным жанрам относятся былины, протяжные (лирические, исторические, баллады), плясовые песни, частушки, городские песни и романсы.

Разноликость песенных традиций отражается в исполнительской терминологии: песни «поют» – в Пензенской, Ульяновской области. В Ульяновской области встречается понятие «зёвать»: невеста «зёвала» (вопила); дети «зёвали», закликая жаворонков. Протяжные песни в Горьковской области по местной терминологии – «голосят».

В русских селах Среднего Поволжья бытовали зимние святочные обряды: группы колядующей молодёжи (девушки, иногда к ним присоединялись женщины) совершали обходы дворов с исполнением величально-поздравительных песен с припевом «Коляда», «Таусень». Детские величания

Центральное место отводится свадебным песням и плачам, сопровождающим единый в своей основе свадебный обряд. В местах, где население занималось земледелием, большая роль принадлежит весенним хороводным песням. В населённых пунктах, входящих в охранные засечные черты, среди ведущих жанров выделялись протяжные песни, приуроченные к весеннему времени года (Троица, проводы весны): они выполняют функции весенних хороводных песен.

Многие жанры русских песен Поволжья имеют свои аналоги среди песенных жанров других народов, а в некоторых сёлах, бытует и русская терминология: здесь песни "играют", а невеста "голосит" на свадьбе. В свою очередь, жанровые системы финно-угорских и тюрко-татарских народов Поволжья имеют свои специфические черты.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения; изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно - исполнителей, исследователей традиционного фольклора;

вариативно:

- участие в этнографической экспедиции;
- посещение (участие) в фестивале традиционной культуры
Виды   и  формы  деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Старинная казачья протяжная песня
"Как бывало Дон"
Казачьи песни "Не для меня" 
Ансамбль песни и танца Донские казаки
Ансамбль казачьей песни
"Донские казаки"
Русская народная песня
"Как во дальней во сторонке"
Казачья лезгинка
"Снежочки"
Казаки России
"Казачий пляс"
Песни народов
Поволжья
«Народы Поволжья – традиции, культура, кухня, костюм» – «Русская культура»
#ВОЛЖСКАЯ_КУЛЬТУРА #ПОВОЛЖЬЕ_НАША_КУЛЬТУРА
Музыкальный   материал   для   исполнения
"РОДИНА МОЯ" #МУЗЫКАВМЕСТЕ #ПЕСНИВЕЛИКОЙСТРАНЫ
Муз. Д. Тухманов, сл. Р. Рождественский
"Родина моя"
Муз.Минченкова, сл.Э.Путилова
"Россия словно девочка"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.