Содержание урока. Тематические линии урока
Российская культура богата разнообразными фольклорными обрядами и обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Эти традиции имеют глубокий смысл и являются непременной частью национальной культуры. Они отражают исторические, религиозные и социальные аспекты жизни русского народа.
Песня – живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников, выражает богатейший мир эмоций человека. Как и в любом виде художественного творчества, песенное искусство имеет свои традиции, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Из уст в уста передавались они от одного исполнителя - певца к другому, от старших поколений к младшим. Но эта передача песенных традиций всегда носила творческий характер. Каждый исполнитель приносил в песню что-то своё: он мог изменить слова и напев, но его личное, индивидуальное начало всегда гармонично сочеталось с коллективным творчеством.
Культура Донского края по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в донской культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре казачьих ансамблей значительную часть составляют песни воинского содержания, посвященные подвигам героев- "донцов".
Среди них особой любовью пользуется старинная казачья песня, в которой, так или иначе, нашла отражение вся история казаков.
Музыкальную традицию донских казаков можно охарактеризовать как вокальную, военно-общинную и исконно мужскую, развивающуюся в формах внешнего (походного) и внутреннего (домашнего) быта. Превалирование вокального начала обусловлено;
- мифологическими и религиозными представлениями о голосе и пении как носителях души, выразителях духовного, божественного начала в человеке, о его универсальности (в отличие от инструментальной музыки, ограниченной в сфере применения);
- ролью многочисленного старообрядческого населения Дона, вера которого способствовала культивированию на Дону пения;
- условиями военного быта, где голос был самым естественным, доступным и необременительным "инструментом".
Народное музыкальное искусство народов Поволжья: мордвы, чувашей и татар складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов.
Волжский песенный стиль характеризуется взаимопроникновением славянских и неславянских традиций. В русских сёлах к жанрам совместного пения относятся зимние поздравительные величания, весенние заклички, хороводные и свадебные песни, трудовые артельные песни. К неприуроченным песенным жанрам относятся былины, протяжные (лирические, исторические, баллады), плясовые песни, частушки, городские песни и романсы.
Разноликость песенных традиций отражается в исполнительской терминологии: песни «поют» – в Пензенской, Ульяновской области. В Ульяновской области встречается понятие «зёвать»: невеста «зёвала» (вопила); дети «зёвали», закликая жаворонков. Протяжные песни в Горьковской области по местной терминологии – «голосят».
В русских селах Среднего Поволжья бытовали зимние святочные обряды: группы колядующей молодёжи (девушки, иногда к ним присоединялись женщины) совершали обходы дворов с исполнением величально-поздравительных песен с припевом «Коляда», «Таусень». Детские величания
Центральное место отводится свадебным песням и плачам, сопровождающим единый в своей основе свадебный обряд. В местах, где население занималось земледелием, большая роль принадлежит весенним хороводным песням. В населённых пунктах, входящих в охранные засечные черты, среди ведущих жанров выделялись протяжные песни, приуроченные к весеннему времени года (Троица, проводы весны): они выполняют функции весенних хороводных песен.
Многие жанры русских песен Поволжья имеют свои аналоги среди песенных жанров других народов, а в некоторых сёлах, бытует и русская терминология: здесь песни "играют", а невеста "голосит" на свадьбе. В свою очередь, жанровые системы финно-угорских и тюрко-татарских народов Поволжья имеют свои специфические черты.