Содержание урока. Тематические линии урока
Каждая эпоха задает музыкантам и слушателям некий набор сценических площадок со своими правилами игры. Эти площадки со временем могут исчезать, появляются новые группы слушателей с новыми интересами — возникают новые сценические площадки, возникают новые жанры, например,
- эпоха средневековья, до конца 11 века - церковь (складываются жанры церковной музыки).
- позднее средневековье двор аристократа, придворный праздник, возникает жанр светской песни).
- 17 век - фейерверк новых музыкальных жанров (опера, оратория или кантата, в инструментальной музыке — инструментальный концерт)
- 18 -19 век - симфония, камерная музыка. Сценические площадки: оперный театр, концертный зал, салон аристократического дома.
В наше время - джаз, рок, поп, электронная и цифровая музыка.
Русская музыкальная исполнительская школа сформированная в России и передаваемая преемственно при взаимодействии учителя и ученика в процессе обучения — это система художественных, музыкально-эстетических и исполнительских принципов. Исполнитель музыкальных произведений воспроизводит, интерпретирует музыкальное произведение, который должен воплотить стиль эпохи создания произведения, изучить существующие трактовки этого произведения, конечно обладать талантом и любовью к музыке.
Традициям русской музыкальной исполнительской школы обучают в музыкальных учебных заведениях - консерваториях (например: Московская консерватория), институтах: (например: Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова), которые сохраняют и развивают традиции русской исполнительской и педагогической школы, активно дополняя их современными подходами к музыкальному образованию.
Гениальные исполнители русской музыки:
- Святослав Рихтер был не только выдающимся пианистом прошлого века, но и культурным деятелем, принимал активное участие в общественной жизни, основал фестиваль «Декабрьские вечера». Искусство Рихтера — искусство могучих, исполинских страстей. У него был свой, индивидуальный подход к музыке, он чувствовал время и стиль, а техника исполнения была доведена до абсолютного совершенства.
- Леонид Коган был одним из самых ярких представителей скрипичной школы. Талант сильный, драматический, бурной динамикой, патетической приподнятостью, подчеркнутой конфликтностью, смелыми контрастами игра Когана - удивительно созвучна нашей эпохе. Это художник остро современный, чутко отражающий переживания и тревоги окружающего мира.
- Мстислав Ростропович – известный виолончелист, пианист, композитор, дирижер, педагог, общественный деятель. Его называли «русским гением», «славой Америки», английская королева Елизавета посвятила Ростроповича в рыцари. Безупречное техническое мастерство, красота звука, артистизм, стилистическая культура, драматургическая выверенность, заражающая эмоциональность, вдохновенность – нет таких слов, чтобы в полной мере оценить индивидуальную и яркую исполнительскую натуру музыканта. «Все, что я играю, я люблю до обморока», – говорит он.