Содержание урока. Тематические линии урока
"Музыка-посредница между жизнью ума и жизнью чувств", - Людвиг ван Бетховен.
История музыкальной культуры исчисляется тысячелетиями. Она сохранила в звуках чувства и мысли человека, его настроение и образ жизни. Музыка даёт возможность услышать дыхание прошедших лет и понять, каковы были идеалы того времени.
Каждая эпоха оставила свой след в развитии музыкальной культуры. Она воспитывает в человеке отношение к окружающей действительности и своими звуками позволяет познавать мир через эмоции и ассоциации.
Талантливая музыка способна и должна отражать действительность. Это означает, что гениальные композиторы запечатлевают в своих произведениях главные, эпохальные события, современниками которых они являются.
Музыканты не менее ярко, а, возможно, даже еще эмоциональнее рисуют свою эпоху, используя те краски, которые им дает время.
Средневековая музыка (476-1400гг.) жила в храмах, была накрепко связана с жизнью Церкви, обслуживала ее обряды. Палитра красок была ниспослана с небес. Поэтому доминантой той музыки являлись религиозные сюжеты.
Затем наступил Музыкальный Ренессанс (1400-1600гг.): вслед за снижением роли Церкви в жизни общества стали набирать силу светские, нерелигиозные жанры. Церковная музыка в этот период также претерпела изменения: стала более зрелой, глубокой, проникновенной.
В эпоху Барокко (1600-1750гг.) заметно возросла эмоциональность, сложность музыки. Стало больше музыкальных украшений.
Период Классицизма (1750-1800гг.) характеризовался некоторым ослаблением внешней красивости и орнаментации музыкальных произведений. Кульминация стала заметно ярче. Еще больше возросла эмоциональная насыщенность. Наиболее яркими выразителями музыкального Классицизма стали Й. Гайдн, В.А. Моцарт и в определенной мере Л. ван Бетховен.
Период романтизма не всегда подразумевает романтические отношения. а композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной.
Модернизм развил инновационные тенденции в музыке, эстетичзацией облика, повышенной восприимчивостью к многим явлениям массовой культуры. Появляется огромное разнообразие музыкальных стилей, течений, которые обозначаются понятием «Новая музыка».
Постромантизм и импрессионизм заставили многих композиторов искать новые средства самовыражения и привели к развитию музыки в неожиданных направлениях. Но единственным по-настоящему существенным нововведением, получившим широкое распространение в XX веке, стал отказ от традиционной тональности. В Вене Арнольд Шенберг открыл атональную музыку, которая стала проявлением экспрессионизма, пришедшего в европейское искусство начала XX века на смену импрессионизму. Позднее Шенберг изобрел додекафонию, которую в дальнейшем развивали его ученики: Альбан Берг и Антон Веберн.
Неоклассицизм, как стиль, возник после Первой мировой войны, когда многие композиторы стали обращаться к музыке прошлого за вдохновением, заимствуя из нее многие элементы: форму, гармонию, мелодию, структуру.
Музыкальный футуризм предполагал использование повседневного звука в футуристическом контексте. Из этого направления выросла конструктивистская «музыка машин», «электроакустическая (электронная) музыка» на базе технологических достижений, когда музыкант «на лету» меняет звук электроакустического инструмента, используя все доступные устройства: усилители, фильтры, модуляторы.
В последней четверти XX века на передний план вышли музыкальная эклектика и полистилизм: новая сложность и новая простота ( направления полистилизма и эклектики, авангардная и экспериментальная музыка минимализма, постминимализма, постмодернизма), где заметное влияние оказывают современные технологии, Интернет, VST и как следствие — возможности и простота смешения электронного и «живого» звучания.
В наше время возможность послушать музыку появилась абсолютно у всех. Она позволяет развивать творчество не только самим музыкантам и певцам, но также и слушателям, которых она вдохновляет. Настоящее искусство и музыка, как одно из его проявлений, отличается глубоким, диалектичным реализмом и выполняет отнюдь не абстрактно-развлекательную функцию, а играет важнейшую роль в творческом становлении человека, развитии силы его воображения и может служить оружием к полному его раскрепощению, к завоеванию им самого себя, а с тем и всего человечества.
Как необъятен мир, так и тема роли музыки в жизни человека не имеет границ.
Музыка и музыкальная культура входят в сферу актуальных информационных составляющих современного общества и влияют на состояние общественного сознания. Оригинальную музыку создают не только живые люди, но и машины. Музыкальные технологии будущего, включая новые инструменты, программное обеспечение и технологии могут изменить ландшафт музыкальной индустрии. Используя специальные алгоритмы и методы анализа данных, исследователи из Технологического института Джорджии построили робота, способного разрабатывать и исполнять оригинальные мелодии и композиции песен, включая исполнение сложных прогрессивных аккордов. Полученный робот, Шимон, представляет собой результат десятилетий научных исследований.
Поп-культура – это культура быта, развлечений и информации, преобладающей в современном обществе и рассчитанной на потребление большими массами населения. Поп-культура включает в себя такие явления, как телевидение, интернет, кино, музыка, литература, спорт, мода и др.
Содержание поп-культуры обусловлено ежедневными событиями и потребностями, стремлениями и ценностями большинства населения (мейнстрима). Поп-культура часто отличается от традиционной или элитарной культуры своей стандартизованностью, коммерциализацией, простотой и доступностью.
Основным элементом поп-культуры, является коммерция. Люди платят за то, что дает им способ отвлечься от дел и забот. Массовая культура, имеет способность играть на эмоциях и чувствах людей.
Технологии создали новые виды искусства и предметов, сделав их доступными для всех. Очевидными примерами, которые изменили общество достаточно значительно, чтобы изменить ход истории, являются радио, телевидение, кинофильмы, усиленная музыка, компьютеры и Интернет. Недавно технологии установили еще одну важную веху на хронологии развития поп—культуры - развитие социальных сетей, основанных на технологиях.
Если стереотипы упрощают действительность, то медиа усугубляют этот процесс. СМИ становятся основным инструментом для манипуляции массовым сознанием, передают шаблонную информацию и препятствуют развитию критического мышления. Медиа одновременно и улавливают, и распространяют стереотипы, тем самым конструируя собственную реальность. С появлением массовых кино, радио, телевидения и интернет-СМИ медиа стали полноценным институтом социализации.
Человек XX и XXI веков узнает о мире не с помощью школы или личного опыта, а с помощью продуктов поп-культуры. Причем такой процесс социализации начинается в детстве — с мультфильмов. Дети познают окружающий мир через уподобление ролевым моделям: если без медиа они подражали родителям, то теперь — героям на экране.
Шансон - это поджанр поп-музыки (эстрадной) и у них очень много общего: тематика любви, жизни. Шансон восходит к лирическим французским песням, которые появились в поз, которая предстает как причина разочарований. Вершиной реалистического шансона есть творчество Эдит Пиаф. В песнях часто используется разговорная и просторечная лексика. Как и в народной балладе, здесь есть неприхотливый, часто трагический сюжет. Отображение жизненных явлений в музыкальных образах.
Джо Дассен один из самых популярных певцов Франции конца 1960-х–1970-х годов. Он создал имя на стилизованных адаптациях американских фолк- и кантри-песен и перешел к французскому шансону. Джо Дассен - любимец публики и обладатель бархатистого голоса, завладевшего умами миллионов.
Андриано Челентано является одним из самых успешных и влиятельных исполнителей в истории итальянской музыки - за всю свою карьеру он исполнил около 600 песен, выпустил сорок четыре студийных альбома, снялся более чем в сорока кинофильмах. Исполнительская манера Адриано Челентано — это сочетание юмора, национального колорита и харизмы, сумел проявить себя как актёр, режиссёр, телеведущий, певец и композитор, основал свою студию звукозаписи, один из первых стал выступать на стадионах. «Высший долг артиста — протестовать против несправедливости».