6 класс. Урок 22. Тема "Музыкальный образ"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыкальный образ — это воплощённый в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей, проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества и т. д.). Образ не всегда связан с конкретной картиной или историей — иногда это просто эмоция или чувство — радость, грусть, восторг, спокойствие.

Виды музыкальных образов:
Лирические — передают чувства, ощущения. В лирическом произведении нет событий, только исповедь лирического героя, его личное восприятие явлений.
Эпические — образы не только героев, но и событий, истории, а также природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.
Драматические — образы-конфликты, столкновения.
Сказочные — нереальные образы, например, сказочные и волшебные события персонажа или персонажей.
Комические — высмеивают чьи-то пороки, зло в смешных ситуациях.

Для создания музыкального образа композитор использует различные средства музыкальной выразительности, например:
Мелодия — развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Может быть плавной, отрывистой, спокойной и весёлой.
Ритм — равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Например, лиричность произведению придаётся с использованием плавного ритма, взволнованность — прерывистого.
Темп — выражает скорость исполнения, может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
Тембр — окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса, придаёт эмоциональный характер музыке.

Круг вечных тем, образов в искусстве: жизнь и смерть, любовь, человек и его судьба... - это волнует всех и всегда. Вряд ли найдется человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия.

«Ave, Mаria» Ф. Шуберта. В этой музыке воплотилась еще одна Вечная тема жизни любого человека. Она отражена во многих картинах великих художников, скульптурах, стихах и, конечно, в музыке. Эта музыка рассказывает о великой материнской любви, которая нужна каждому человеку. Поэтому эта музыка всегда будет волновать людей. Шуберт нашел такое гармоничное соответствие прекрасной мелодии, ритма, аккомпанемента и других выразительных средств, которые превратили это произведение в гимн всем Матерям.

Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» (соната для фортепиано №14 до-диез минор, ор. 27, №2)  связана с вечной темой в искусстве — любовью и страданиями. В произведении композитор передаёт всю бурю человеческих эмоций: скорбь, сомнения, ревность, обречённость, страсть, надежду, тоску, нежность и, конечно, любовь.
Музыкальный критик Стасов назвал «Лунную сонату» «памятником любви». Берлиоз, в свою очередь, назвал произведение «одной из тех любовных поэм, которые не в силах выразить человеческий язык».

С особой силой зазвучали идеи - образы борьбы за свободу человека, победы героической личности. Девятая симфония Бетховена – венец эпохи Просвещения, идейное завещание, пламенное обращение послание ко всему человечеству! Из бездны скорби он задумал воспеть Радость.
В основе  симфонии лежит идея создания Земного Рая, Царствия Божьего на Земле. Девятой симфонией Бетховен подводит итог своей титанической работы. Как Прометей, давший людям огонь, он мечтает подарить людям Мир, Радость и Счастье - Рай на Земле. Лейтмотивом многих его творений стало бетховенское кредо: «через борьбу к победе». Он мечтал о счастье человечества… В финале его Девятой симфонии, которая стала итогом всей творческой жизни Бетховена, его завещанием людям, зазвучал гимн освобожденному человечеству. Акцент был сделан на словах из оды Шиллера «К радости»: «Люди – братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!» Следует особо подчеркнуть, что первая и вторая части Девятой симфонии признаются многими как вершина творчества человечества. 
   Тема сотворения мира всегда будет волновать человеческую душу, так как выходит за пределы  земного понимания. 
Бетховен - борец. Его девиз – «Никогда не сдаваться!». Судьба уготовила ему жестокое испытание, лишив музыканта слуха. «Нужно схватить Судьбу за глотку!», - говорил Бетховен. Симфония стала отражением революционного времени, призывающее людей к объединению и сплочению, когда люди желали создать новое общество и сделать жизнь лучше. Но возможно ли с помощью слова передать замысел и значение музыки? Вот как об этом мыслил сам Бетховен: «Музыка – это более высокое откровение, чем вся мудрость и философия…».
   Новаторство Бетховена заключается в введении в инструментальную композицию вокальной музыки - кантаты на слова Шиллера «Ода к Радости», которая олицетворяла масштабный гимн человеческого духа, давала исчерпывающий ответ на вопросы мироздания.
Искусство Бетховена заключалось в служении людям. Пройдя сквозь времена, его музыка стала носителем идеальной идеи о равенстве и братстве миллионов людей. Музыка Людвига ван Бетховена бессмертна. Она призвана указать людям дорогу в светлое будущее, где человечество, наконец, обретет гармонию. Мир будет ждать нового Бетховена. Возможно, целью его творчества, его призванием станет единение землян перед лицом новых вызовов планетарного и вселенского масштаба. Разговор с Космосом только начинается…
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с произведениями композиторов - венских классиков,
композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу,
- идентификация с лирическим героем произведения;
- узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации;
- разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочиненного композитором -классиком, художественная интерпретация его музыкального образа;
- музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно:

- сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора;
- составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе)
Виды   и  формы  деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
 Людвиг ван Бетховен.
Соната №14 «Лунная»
 Людвиг ван Бетховен. Девятая симфония.
Венский  оркестр, дир.Л.Бернстайн
Ф. Шуберт "Аве Мария"
Исп.Робертино Лорети
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Н.Богословского, сл. Б.Ласкина
"Спят курганы тёмные"
Муз.Н.Богословского, сл. Б.Ласкина
"Спят курганы тёмные"
Муз. Е.Мальцевой, сл.Т.Ветровой
«Отмените войну» 
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.