Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальный образ — это воплощённый в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей, проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества и т. д.). Образ не всегда связан с конкретной картиной или историей — иногда это просто эмоция или чувство — радость, грусть, восторг, спокойствие.
Виды музыкальных образов:
Лирические — передают чувства, ощущения. В лирическом произведении нет событий, только исповедь лирического героя, его личное восприятие явлений.
Эпические — образы не только героев, но и событий, истории, а также природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.
Драматические — образы-конфликты, столкновения.
Сказочные — нереальные образы, например, сказочные и волшебные события персонажа или персонажей.
Комические — высмеивают чьи-то пороки, зло в смешных ситуациях.
Для создания музыкального образа композитор использует различные средства музыкальной выразительности, например:
Мелодия — развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Может быть плавной, отрывистой, спокойной и весёлой.
Ритм — равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Например, лиричность произведению придаётся с использованием плавного ритма, взволнованность — прерывистого.
Темп — выражает скорость исполнения, может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
Тембр — окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса, придаёт эмоциональный характер музыке.
Круг вечных тем, образов в искусстве: жизнь и смерть, любовь, человек и его судьба... - это волнует всех и всегда. Вряд ли найдется человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия.
«Ave, Mаria» Ф. Шуберта. В этой музыке воплотилась еще одна Вечная тема жизни любого человека. Она отражена во многих картинах великих художников, скульптурах, стихах и, конечно, в музыке. Эта музыка рассказывает о великой материнской любви, которая нужна каждому человеку. Поэтому эта музыка всегда будет волновать людей. Шуберт нашел такое гармоничное соответствие прекрасной мелодии, ритма, аккомпанемента и других выразительных средств, которые превратили это произведение в гимн всем Матерям.
Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» (соната для фортепиано №14 до-диез минор, ор. 27, №2) связана с вечной темой в искусстве — любовью и страданиями. В произведении композитор передаёт всю бурю человеческих эмоций: скорбь, сомнения, ревность, обречённость, страсть, надежду, тоску, нежность и, конечно, любовь.
Музыкальный критик Стасов назвал «Лунную сонату» «памятником любви». Берлиоз, в свою очередь, назвал произведение «одной из тех любовных поэм, которые не в силах выразить человеческий язык».
С особой силой зазвучали идеи - образы борьбы за свободу человека, победы героической личности. Девятая симфония Бетховена – венец эпохи Просвещения, идейное завещание, пламенное обращение послание ко всему человечеству! Из бездны скорби он задумал воспеть Радость.
В основе симфонии лежит идея создания Земного Рая, Царствия Божьего на Земле. Девятой симфонией Бетховен подводит итог своей титанической работы. Как Прометей, давший людям огонь, он мечтает подарить людям Мир, Радость и Счастье - Рай на Земле. Лейтмотивом многих его творений стало бетховенское кредо: «через борьбу к победе». Он мечтал о счастье человечества… В финале его Девятой симфонии, которая стала итогом всей творческой жизни Бетховена, его завещанием людям, зазвучал гимн освобожденному человечеству. Акцент был сделан на словах из оды Шиллера «К радости»: «Люди – братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!» Следует особо подчеркнуть, что первая и вторая части Девятой симфонии признаются многими как вершина творчества человечества.
Тема сотворения мира всегда будет волновать человеческую душу, так как выходит за пределы земного понимания.
Бетховен - борец. Его девиз – «Никогда не сдаваться!». Судьба уготовила ему жестокое испытание, лишив музыканта слуха. «Нужно схватить Судьбу за глотку!», - говорил Бетховен. Симфония стала отражением революционного времени, призывающее людей к объединению и сплочению, когда люди желали создать новое общество и сделать жизнь лучше. Но возможно ли с помощью слова передать замысел и значение музыки? Вот как об этом мыслил сам Бетховен: «Музыка – это более высокое откровение, чем вся мудрость и философия…».
Новаторство Бетховена заключается в введении в инструментальную композицию вокальной музыки - кантаты на слова Шиллера «Ода к Радости», которая олицетворяла масштабный гимн человеческого духа, давала исчерпывающий ответ на вопросы мироздания.
Искусство Бетховена заключалось в служении людям. Пройдя сквозь времена, его музыка стала носителем идеальной идеи о равенстве и братстве миллионов людей. Музыка Людвига ван Бетховена бессмертна. Она призвана указать людям дорогу в светлое будущее, где человечество, наконец, обретет гармонию. Мир будет ждать нового Бетховена. Возможно, целью его творчества, его призванием станет единение землян перед лицом новых вызовов планетарного и вселенского масштаба. Разговор с Космосом только начинается…