Содержание урока. Тематические линии урока
Песня – живой свидетель народной жизни: трудовой деятельности, обрядов и праздников, выражает богатейший мир эмоций человека. Как и в любом виде художественного творчества, песенное искусство имеет свои традиции, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Из уст в уста передавались они от одного исполнителя - певца к другому, от старших поколений к младшим. Но эта передача песенных традиций всегда носила творческий характер. Каждый исполнитель приносил в песню что-то своё: он мог изменить слова и напев, но его личное, индивидуальное начало всегда гармонично сочеталось с коллективным творчеством.
Народное музыкальное искусство народов Поволжья: мордвы, чувашей и татар складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов.
Волжский песенный стиль характеризуется взаимопроникновением славянских и неславянских традиций. В русских сёлах к жанрам совместного пения относятся зимние поздравительные величания, весенние заклички, хороводные и свадебные песни, трудовые артельные песни. К неприуроченным песенным жанрам относятся былины, протяжные (лирические, исторические, баллады), плясовые песни, частушки, городские песни и романсы.
Разноликость песенных традиций отражается в исполнительской терминологии: песни «поют» – в Пензенской, Ульяновской области. В Ульяновской области встречается понятие «зёвать»: невеста «зёвала» (вопила); дети «зёвали», закликая жаворонков. Протяжные песни в Горьковской области по местной терминологии – «голосят».
В русских селах Среднего Поволжья бытовали зимние святочные обряды: группы колядующей молодёжи (девушки, иногда к ним присоединялись женщины) совершали обходы дворов с исполнением величально-поздравительных песен с припевом «Коляда», «Таусень». Детские величания
Центральное место отводится свадебным песням и плачам, сопровождающим единый в своей основе свадебный обряд. В местах, где население занималось земледелием, большая роль принадлежит весенним хороводным песням. В населённых пунктах, входящих в охранные засечные черты, среди ведущих жанров выделялись протяжные песни, приуроченные к весеннему времени года (Троица, проводы весны): они выполняют функции весенних хороводных песен.
Многие жанры русских песен Поволжья имеют свои аналоги среди песенных жанров других народов, а в некоторых сёлах, бытует и русская терминология: здесь песни "играют", а невеста "голосит" на свадьбе. В свою очередь, жанровые системы финно-угорских и тюрко-татарских народов Поволжья имеют свои специфические черты.