Содержание урока. Тематические линии урока
Искусство и его творения направлены на художественное постижение, освоение и воссоздание окружающей действительности в художественно-образных формах, преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Так реализуется и накапливается исторический культурный опыт человечества, формируются эстетические потребности в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.
Произведениями искусства вырабатываются эстетические и духовные ценности, как представления о должном, о совершенстве, о прекрасном и возвышенном, трагическом и комическом, т.е. - мировоззренческих, нравственных, эстетических, художественных ценностях. Искусство вторгается в жизненную проблематику и ставит перед обществом кардинальные вопросы и проблемы бытия.
Ценностный смысл музыки заключается в ее способности не просто выражать те или иные эмоциональные состояния и оттенки чувства такие как радость или печаль, упоение счастьем или безысходное отчаяние, но ставить и разрешать кардинальные проблемы бытия - цель и смысл жизни, смерть и бессмертие, человечность и зло, страдание и борьба.
Будучи молодым человеком, Бетховен стал терять слух, ему шел 28-й год жизни. Бетховен был на взлете своего гения. Он пытался бороться со своей болезнью - глухотой, которая скорее всего была осложнением, но...ему не хватало мужества открыться в том, что он постепенно теряет слух. Он переставал слышать высокие звуки, высокие частоты, он слышал то, что вблизи, но не слышал то, что вдали, и это приводило его в полное отчаяние. В начале 1800-х гг. композитор письменно признался двум ближайшим друзьям о своей болезни в письме (Гейлигенштадтском завещании), которое было написано в селение Гейлигенштадт ( под Веной) Он писал: «О, вы, люди, полагающие или толкующие, будто я злобен, упрям, мизантропичен — как вы ко мне несправедливы; вам неведома тайная причина того, что вам мнится. Сердцем своим и разумом я сызмальства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свершению великих дел». Далее он объясняет, почему он стал с виду вот таким: мрачным, мизантропичным, злобным, рассерженным. В завершении письма-завещания он обращается к Божеству, Gottheit — его любимое слово, не Gott (Бог), а именно Божество: «Божество! Ты глядишь в мое сердце». Он молит о том, что, может быть, когда-нибудь ему будет ниспослан день чистой радости. Мрачное, трагическое письмо завершается выражением надежды и мыслью о той самой радости, которую он воспел, уже став совершенно глухим, в 9-й симфонии.
Там же, в Гейлигенштадте композитор делает первые наброски своей «Героической» симфонии. Тональность определилась уже тогда: победоносный ми-бемоль мажор. Количество частей было стабильным для классической симфонии. О Героической симфонии Р. Роллан напишет: «речь идет о музыкальном Аустерлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее требовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию…».
«Героическая» (Симфония №3 ми-бемоль мажор, op. 55) — симфония Людвига ван Бетховена, написанная в 1803–1804 годах. Изначально композитор хотел посвятить её Наполеону, но после того, как тот принял титул императора, вычеркнул его имя из партитуры, и симфония получила название «Героическая». Симфония четырёхчастная и пронизана мощной динамикой образов борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти.
- В первой части Бетховен изобразил напряжённую борьбу за свободу во всех красках: здесь и драматизм, и упорство, и ликование победы.
- Вторая часть, «Похоронный марш», более трагична — автор скорбит о павших во время сражения героях.
- Финал симфонии, который русский критик А. Н. Серов сравнивал с «праздником мира», полон победного ликования.
Вечные образы - силу человеческого духа, творческую мощь, неизбежность смерти и всепобеждающее опьянение жизнью – Бетховен соединил воедино в Героической симфонии и из этого сотворил поэму обо всем великом, что может быть присуще человеку...
Исследуя эмоциональное содержание, например, пятой симфонии Бетховена, русский музыкальный критик Серов следующим образом охарактеризовал логику становления и развития ее образов: «Чрез мрак к свету, тяжелая борьба с судьбой и победа в результате».
Таким образом, вбирая в себя и укрупняя человеческие представления о красоте, формируя эстетические идеалы, искусство вбирает в себя накопленную в веках мудрость, которая через мировоззрение творца органически входит в искусство.
Произведения искусства не только несут в мир образное отражения действительности, но имеют способность предвидения, даже предвосхищают события, рисуют будущую реальность вечно развивающейся жизни, увлекают своими образами, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияют на человека, меняя жизненные установки, формируя особый мир чувств и убеждении.