Содержание урока. Тематические линии урокаРусский мюзикл сформировался в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Этот жанр пришёл в Россию с Запада, но со временем обрёл собственное лицо, характер и аудиторию.
Развитие жанра мюзикла на российской сцене проходило на нескольких направлениях:
- Адаптация западных постановок. Одним из первых мюзиклов новой волны стал «Нотр-Дам де Пари», адаптированный на русском языке и показанный в 2002 году.
- Постановка оригинального мюзикла. Первым таким мюзиклом стал «Норд-Ост» Георгия Васильева, поставленный в 2001 году. Это была постановка на основе отечественного материала (по роману Вениамина Каверина «Два капитана»), с оригинальной музыкой и русскоязычной командой.
- Развитие жанра. Появились новые театры, специализирующиеся исключительно на мюзикле. Большую роль сыграла и продюсерская активность компаний Stage Entertainment и «Бродвей Москва». Они ставили масштабные шоу, приглашали режиссёров и хореографов мирового уровня, а также тщательно отбирали артистов.
Среди известных российских мюзиклов XXI века стали: «Екатерина Великая», «Яма», «Резиновый принц», «Мёртвые души», «Мастер и Маргарита», «Обыкновенное чудо», «Граф Орлов» и «Анна Каренина».
"Орфей и Эвридика". Данную рок-оперу также называли зонг-оперой. Ее создатели: композитор Александр Журбин и драматург Юрий Димитрин. Впервые зрители увидели данное произведение 25 июля 1975 года. Сюжет рок-оперы не очень похож на миф «Орфей и Эвридика», но прослеживаются некоторые моменты из мифологии: любовь Орфея и Эвридики заканчивается разлукой, он пытается вернуть ее, затем вынужден возвращаться к обычной жизни без возлюбленной. В конце персонажи вновь воссоединяются.
"Мастер и Маргарита". Данная рок-опера была создана Александром Градским по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова. Аудиозапись этого произведения была сделана в 2009 году. Постановки на сцене пока что не было.
"Жанна Д’Арк". Текст и музыку к данной опере создали Лариса Бочарова, Лина Воробьева, Антонина Каковиди и Евгений Сусоров. Это произведение рассказывает историю известной исторической личности, которая жила в XV веке: Жанны Д’Арк.
"Стена". Создателями рок-оперы «Стена» является группа «Pink Floyd», которая исполняла песни в стиле прогрессив-рок. В 1982 году была создана киноадаптация рок-оперы «Стена». Тема данного произведения – отчуждение и замкнутость. В жизни Пинка происходит множество неприятных событий, которые постепенно подталкивают его к одиночеству: смерть отца, ненависть школьных учителей, сверх-опека желающей контролировать каждый его поступок матери, разрушение его брака. В итоге, Пинк решает отгородиться от общества.
"Иисус Христос – суперзвезда" - рок-оперу создали два автора: Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс. Произведение было написано в 1970 году и представлено на Бродвее в 1971 году. Существует две экранизации мюзикла: одна была создана в 1973 году, вторая – в 2000 году. Сюжет рок-оперы рассказывает о событиях, описанных в Евангелии. Однако многие моменты сюжета трактуются в данной рок-опере совсем не так, как в Евангелии.
"Юнона и Авось" рок-оперу написал композитор Алексей Рыбников. «Юнона и Авось» создана на стихи Андрея Вознесенского. Впервые зрители увидели ее 9 июня 1981 года. Сюжет этой рок-оперы рассказывает о реальных событиях. Данное произведение повествует о истории любви Николая Петровича Резанова и Кончиты Аргуэльо. Николай Резанов был одним из руководителей кругосветной экспедиции. Побывав в Калифорнии, он взаимно полюбил шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо. Влюбленные обручились, но Николай Резанов был вынужден уехать. По дороге возлюбленный Кончиты Аргуэльо заболел и умер. Девушка 35 лет не верила в его смерть и продолжала ждать.
Алексей Рыбников написал для музыкального театра: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», оперу-мистерию «Юнона и Авось» (1979) в котором соединились: русская духовная музыка, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, черты мюзикла и оперетты.. Здесь главенствует идея искупления человеком своих грехов, его ответственности за проступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей Любви и Прощении, осознании Милости Божьей и прославление Всевышнего.