Содержание урока. Тематические линии урока
«Любить. Молиться. Петь» Петр Андреевич Вяземский
Образы разных видов искусств – живописи, архитектуры, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.
Молю Творца…Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру. Созерцание икон, слушание песнопений, вызывают у человека мысли о прекрасном, вечном. Молитвы, иконы, песнопения, архитектура – часть культуры.
Созерцание произведений церковной живописи (это иконы, фрески), слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном, вечном, устремляют его ум и чувства к Богу.
Католицизм и искусство – две неразрывно связанные вещи. Католическая церковь считает что Бог, как творец, является Божественным художником. На протяжении почти двух тысячелетий католические храмы создавались с одной идеей – прославление величия Бога. Этой идее подчинялся и внешний и внутренний облик храма. Внушительные размеры, пространство наполненное воздухом и светом, ввысь несущиеся стрельчатые арки, ажурные, купола, шпили, колокольни, разноцветие витражей, великолепие интерьера с изумительной живописью, резьбой алтаря и множеством скульптур, и над всем - грандиозное давлеющее звучание хора и органа, – все это воздействовало на религиозное чувство человека.
Католическая церковь в разные времена как поддерживала, так и ограничивала использование церковной музыки в богослужениях. «Орган по праву называют царем или королем музыкальных инструментов, потому что диапазон и мощь этого инструмента не может сравниться ни с чем. Это подобие человеческому голосу и божественному».
В течение столетий церковная музыка развивалась в различных жанрах и формах. Григорианский хорал, протестантский гимн, разножанровая церковная музыка стали носителями религиозных ценностей и учений. В течение столетий церковная музыка развивалась в различных жанрах и формах.
Оратории, мессы, хоралы, хоровые антемы - каждый из этих жанров служит определенной цели.
Оратории (например, "Мессия" Генделя или "Страсти по Матфею" Баха) рассказывают о важных библейских событиях.
Мессы (например, "Глория" Вивальди или "Великая месса до мажор" Моцарта) являются центральной частью католических богослужений.
Хоралы, псалмы и гимны служат для выражения почитанил и благодарности Богу.
Значительный вклад в обогащение музыкального наследия католической церкви внесли композиторы: немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах, Иоганнес Брамс; английский композитор - Джордж Фридрих Гендель; итальянский композитор Антонио Вивальди; австрийские композиторы - Вольфганг Моцарт, Франц Шуберт и Густав Малер; французские композиторы - Камиль Сен-Санс и Сезар Франк. Все они внесли значительный вклад в развитие церковкой музыки, создавая произведения, которые до сих пор остаются важной частью католического музыкального наследия.
Церковная музыка - это искусство, способное подарить слушателям духовное вдохновение и утешение. Она свидетельствует о вечных ценностях веры и является мостом между миром человеческим и духовным. Церковная музыка не просто звучит в католических храмах и украшает богослужения, но и помогает верующим погрузиться в атмосферу молитвы и созерцания, поддерживает духовное сосредоточение и помогает передать духовные истины.
В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времён и народов создан вечный, чистый образ Матери Иисуса Христа – Марии. Икона Богоматерь Дева Мария с Иисусом Христом. Искренность, нежность, трепетное чувство любви перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращённые к Деве Марии Казанская икона Божьей Матери.
«Аве, Мария» И.С.Баха — Ш.Ф.Гуно
«Аве, Мария» Джузеппе Каччини
«Аве Мария» Франца Шуберта
П.И.Чайковский. Хор «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения». Всенощная- церковная служба перед великими праздниками, которая начинаетсяпоздно вечером и продолжается всю ночь. Песнопение написано в жанре древнерусской церковной музыки, для смешанного 4-х голосного хора. a capella – пение без инструментального сопровождения (акапельное).
Духовные песнопения, сопровождавшие богослужения, стали всё чаще исполняться в концертных и телевизионных программах, звучать по радио. Они начали восприниматься как эталон возвышенной образности, как сосредоточие духовных и художественных ценностей. Но не всегда их звучание дополняется знаниями об этой сфере человеческой культуры, что обедняет круг их содержания.