5 класс. Урок 28. Тема "Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье" 
Содержание урока. Тематические линии урока

История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников. «Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. 

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой знаменный распев.
   В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.
Для записи древнерусской церковной музыки монахи употребляли специальную нотацию, которая получила название «знаменной» (от слова знамя – «знак») или («крюковая»). Хотя в XVII веке происходит расцвет русского знаменного пения, но начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному (более мягкому и мелодичному).
Церковная музыка, на протяжении многих веков своего существования, развивалась и принимала различные формы и жанры:
  • Хоралы – гимны, исполняемые хором или собором верующих на церковнославянском языке и пропагандируют библейские и духовные истинности.
  • Псалмы – поэтические произведения, содержащиеся в Псалтири, которые включают хвалу Богу, моление, исповедание грехов, благодарение и многое другое. 
  • Стихиры – поэтические тексты во время богослужения для выражения похвалы и молитвы перед Богом.
  • Каноны – музыкальные композиции, состоящие из песнопений (ирмои), и между ними расположенных межпеснями (тропарами) с особым музыкальным и литургическим строем, который придает им величественность и глубину.
  • Тропари и кондаки – композиции для выражения похвалы и молитвы. Тропари обычно исполняются в начале службы, а кондаки в конце. 

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы: М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв, которые сформировали жанр духовного концерта.
Д. С. Бортнянский "Коль славен наш Господь в Сионе"  написан композитором на слова поэта М.М. Хераскова в конце XVIII в. и считался неофициальным гимном России. При Николае I он был заменен "Боже, царя храни", который оставался российским гимном вплоть до 1917 г. 
Мелодия гимна Бортнянского "Коль славен" исполнялась 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского Кремля, как правило, каждый день. Исполнялась, и до сих пор исполняется эта мелодия и курантами Петропавловской церкви в Санкт-Петербурге.
   Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура,— величайшее художественное наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М. Березовским, П. Чайковским, С. Рахманиновым, А. Гречаниновым, П. Чесноковым, А. Кастальским, так и безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли: о человеческой жизни, страданиях и терпении, познании радости, мысли о жизни и смерти, о жизни земной и вечной. 

Если попытаться определить качества, которые характеризуют звучание церковной музыки, то среди главных следует назвать сдержанность, глубину, возвышенное благородство... И при этом есть в ней что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах - жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое, незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.

Духовные песнопения, сопровождавшие богослужения, стали всё чаще исполняться в концертных и телевизионных программах, звучать по радио. Они начали восприниматься как эталон возвышенной образности, как сосредоточие духовных и художественных ценностей. Но не всегда их звучание дополняется знаниями об этой сфере человеческой культуры, что обедняет круг их содержания.
Знакомство с историей возникновения нотной записи в церковной музыке.
Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные песнопения).
Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие).

Слушание духовной музыки. Определение на слух:
— состава исполнителей;
— типа фактуры (хоральный склад, полифония);
— принадлежности к русской или западноевропейской
религиозной традиции.

На выбор или факультативно
Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки.
Исследовательские и творческие проекты, посвящённые отдельным произведениям духовной музыки
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Д. С. Бортнянский
"Коль славен наш Господь в Сионе"
Валаамский хор
Православные песнопения
Мужской хор Богогласник.
Ты моя Мати, Царица Небесная!
П.Г. Чесноков
"Заступнице усердная"
Хор Сретенского монастыря
"Херувимская песнь"
Сергей Рахманинов
Духовная музыка
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Е.Крылатов, сл.Н.Пляцковская)
"Школьный романс"
Муз.Е.Крылатов, сл.Н.Пляцковская)
"Школьный романс"
Муз.Е.Крылатов, сл.Н.Пляцковская)
"Школьный романс" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.