Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальный фольклор — это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передаётся от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Русский музыкальный фольклор - это традиционная музыка русского народа. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.
В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики, для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма.
В 1900-х гг. Лядов обращается преимущественно к симфонической музыке. Он создает ряд произведений, продолжающих традиции русской классики XIX в. Это оркестровые миниатюры, сюжеты и образы которых подсказаны народными источниками («Баба-Яга», «Кикимора») и созерцанием красоты природы («Волшебное озеро»). Лядов называл их «сказочными картинками». В них композитор широко использует колористические и живописные возможности оркестра, следуя по пути Глинки и композиторов «Могучей кучки».
А. К. Лядов "Волшебное озеро" - это одновременно лирический и фантастический пейзаж. Эта музыкальная сказочная картинка имеет черты импрессионизма: строится на отдельных фактурных, гармонических и тембровых элементах. Отсутствие ярко выраженного мелодического образа придаёт картине некоторую холодность и лишенность внутренней жизни. На эту особенность указывал и сам автор: «Как оно картинно, чисто, со звёздами и таинственностью в глубине,— писал он.— А главное — без людей, без их просьб и жалоб — одна мертвая природа — холодная, злая, но фантастичная, как в сказке». Колышущиеся движения голосов струнных инструментов рисуют зыбкую поверхность озера. Искристое стаккато флейт и звонкие «блестки» челесты с арфой — мерцающие звезды. В заключение пьесы образ постепенно исчезает, звучность затихает, озеро погружается в безмолвие. Вся прелесть русских народных сказок, все волшебное очарование сказочных лесных пейзажей, населённых таинственными существами, нашло в этой пьесе своё музыкальное выражение.
А.К.Лядов "Кикимора"- симфоническая картина. Главная героиня - фольклорный мифологический персонаж, нечисть в образе злой уродливой женщины, приносящей людям всевозможные беды. Уже само название миниатюры поясняет, что сочинение имеет программу. Композитор колоритно отобразил коварного персонажа, причём не только внешнее его безобразие, но и внутреннюю зловредную сущность. Для этого он употребил пронзительно свистящий тембр флейты-пикколо, засурдиненные трубы, мрачный звук бас-кларнета, сухое щёлканье ксилофона, а также неустойчивые гармонии, искромётные мелизмы и острый ритм. Однако несмотря на такие безрадостные тона, у слушателей всё равно складывается впечатление, что композитор иронизирует и насмехается над своей героиней. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
А.К. Лядов. Симфоническая картина "Баба-Яга". По сюжету представляет собой полет Бабы-Яги, в непрерывном ритмическом движении, с постепенно нарастающей силой. Низкий тембр фагота, звучание бас-кларнета, струнные. Быстрый темп создаёт ощущение скорости. Начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем, а затем равномерным, все больше набирающим силу. Господствует угловатая, причудливая тема Бабы-Яги в гротескной окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется сумрачным звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком. Вступают все новые инструменты. Взлеты пассажей струнных передают подхлестывание песта с помелом, слышится треск деревьев, хруст листьев. Ярко солирует ксилофон со своим характерным щелкающим тембром. Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток. Снова вступает тема Бабы-Яги... Но вот рассеивается и затихает звучность: Баба-Яга пронеслась и исчезла.
A.К.Лядов "8 русских народных песен" - симфоническая сюита. Каждая из песен - яркий образец народно-песенного жанра. Лядов мастерски использовал подлинные народные напевы - эпические, лирические, плясовые, обрядовые, хороводные, выразив разные стороны духовного мира русского человека.