Содержание урока. Тематические линии урока
В православном храме инструментальная музыка не используется. Во время богослужения звучит только вокальная музыка без сопровождения, то есть акапельное духовное пение. Отказ от инструментальной музыки обоснован тем, что он позволяет уделить основное внимание словам богослужебных текстов. Мелодия для них — лишь сопровождение, которое не должно отвлекать на себя внимание и вызывать бурные эмоции. Кроме того, считается, что Бога должны прославлять живые голоса людей, а не звуки рукотворных инструментов.
Музыка стала главным проводником христианской идеи в массы.
Хоральная прелюдия фа минор Иоганна Себастьяна Баха для органа - это часть сборника Баха «Органная книжечка». Прелюдия написана на тему хорала «Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ» — «К тебе взываю, Господи Иисусе Христе». Мелодия хорала помещена в верхний голос, она господствует, определяя весь облик произведения.
Хоральные прелюдии И.С. Баха для органа — это обработки протестантских хоралов, старинных духовных песнопений, основанных на народных немецких мелодиях. Характер музыки в прелюдиях — лирический. Бах создал свыше 150 хоральных обработок, и в них преобладают образы проникновенного лиризма, мирской радости или глубокой внутренней сосредоточенности.
Образы хорала - размышления о человеческих чувствах (радостях и горестях), о нравственном долге, возвышенном религиозном чувстве. Основной напев хорала лирического характера, вдохновённая поэтическая мелодия хорала звучит в верхнем голосе. Неторопливое, спокойное движение нижних голосов придаёт звучанию мягкость и глубину.
Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха — самое известное органное произведение в мире. была написана, когда Иоганн Себастьян был подростком
Первая часть произведения Баха — это toccata, название которой происходит от итальянского toccare — «касаться», призванную раскрыть виртуозность исполнительского прикосновения. Во времена Баха токкаты часто служили вступлением к фугам и фоном для них, подготавливая почву для последующей сложной и запутанной композиции.
Фуга — техника, где основная тема проходит в разных мелодических линиях (контрапункт ), звучит яростно.
Все композиторы русской школы писали церковную музыку. П. Чайковский, например, в «Детском альбоме» написал детские пьесы «Утренняя молитва» , «В церкви» (в нём хор как будто поёт в самой церкви, сливаясь с ударами церковного колокола).