7 класс. Урок 24. Тема "Транскрипция" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Транскрипция (от лат. transcriptio — переписывание) означает переработку, переложение музыкальных произведений с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте.

В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини. Но для начала давайте послушаем Каприс 24 Н. Паганини.  Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Форель», «Ave, Maria» и др.

Различают два вида транскрипции:
  • Приспособление произведения для другого инструмента (например, фортепианная транскрипция вокального, скрипичного, оркестрового сочинения или вокальная, скрипичная, оркестровая транскрипция фортепианного сочинения).
  • Изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для которого предназначено произведение в оригинале.

Удачные транскрипции характеризуются бережным отношением к замыслу автора оригинала и, одновременно, неоспоримостью творческого вклада транскриптора. Такие сочинения имеют самостоятельную художественную ценность и часто включаются в программы академических концертов.
Некоторые известные транскрипторы: Иоганн Себастьян Бах, Ференц Лист, Ф. Бузони, К. Таузиг. В числе выдающихся оркестровых транскрипций — «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, инструментованные М. Равелем.

Некоторые оркестровые транскрипции цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского:
Оркестровка М. Равеля (1922). Считается одной из самых известных, в этой версии «Картинки с выставки» получили признание на Западе.
 - партитура для симфонического оркестра (автор обработки — Равель);
- переложение для ансамбля ударных и фортепиано (автор обработки — Кудрявцев);
- переложение для детского (женского) хора и фортепиано (автор обработки — Соколов);
- оригинальная гитарная транскрипция (автор обработки — Ямашита);
- переложение для тенора, смешанного хора и фортепиано (автор обработки — Сперантова);
- аранжировка для ансамбля духовых инструментов.

Морис Равель, бывший страстным поклонником творчества Мусоргского. Его блестящее оркестровое воплощение «Картинок с выставки» быстро завоевало концертную эстраду и стало столь же популярным, как и подлинная фортепианная версия произведения.
  Оркестровка «Картинок с выставки» выполнена не только с исключительной изобретательностью, но и верностью характеру подлинника. В него были внесены небольшие поправки, но почти все они связаны со спецификой звучания инструментов. По существу они свелись к перемене нюансов, варьированности повторов. что не нарушает общего характера музыки Мусоргского, изменения деталей возникли при работе над партитурой, и они были минимальными.
   Оркестровка «Картинок с выставки», как и всегда у Равеля, основана на точном расчете и знании каждого инструмента и возможных тембровых сочетаний. Опыт и изобретательность подсказали композитору множество характерных деталей партитуры: glissando струнных («Гном»), великолепное соло альтового саксофона («Старый замок»), фантастический колорит «Балета невылупившихся птенцов», грандиозное звучание финала. 
   Равель обратился к оркестровке «Картинок с выставки», уже имея опыт работы над партитурой «Хованщины». Кроме того, он был автором оркестровых редакций собственных фортепианных произведений, и эти партитуры воспринимались как оригиналы, а не переложения. 

Ференц Лист создал цикл транскрипций «Двенадцать песен Шуберта»,   транскрипции «Марша Черномора» из «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки и полонеза из «Евгения Онегина» Петра Чайковского. Наряду с песнями Лист обращался к инструментальным произведениям Шуберта (он создал, например, «Вальсы-каприсы по Шуберту»). Лист стремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра, но не утверждал, что фортепианное изложение способно целиком и полностью заменить оркестровый оригинал.
   Песенное творчество Франца Шуберта, в образном строе, было близко Листу: одухотворенная природа, тема странствий.Композитор создает транскрипции песен «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути». Количество произведений Листа по песням Шуберта превышает пять десятков. Композитор весьма свободно обращается с оригиналом – например в «Форели» и «Баркароле» для более полного раскрытия образа увеличивается количество строф. Мелодия живет своей жизнью, переходя в различные регистры, украшаясь каденциями и новыми оборотами. 
Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития.
Слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии.
Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно
Посещение музыкального концерта.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Мусоргский М.П.
"Картинки с выставки"
Мусоргский/Равель
"Картинки с выставки"
Ф. Шуберт/Ф. Лист
"Лесной царь"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Музыка и стихи Булата Окуджавы
"Песенка о Моцарте"
Музыка и стихи Булата Окуджавы
"Песенка о Моцарте" (караоке)
Муз.М.Хохлов. сл.В.Скобцова
"Донбасс за нами" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.