7 класс. Урок 19. Тема "Традиционная музыка народов Европы" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Культура Австрии яркая и многогранная, как и сама страна. Богат и разнообразен по тематике фольклор австрийцев. В австрийской культуре переплелись традиции и современность, даже в крупных городах можно встретить горожан в национальных костюмах. Еще в прошлом Австрия славилась как один из центров музыки и драматического искусства.

Особенно славится Австрия своими песнями. Тирольские песни получили известность и за пределами страны. Их основная тема — любовь к родному краю, природе. Особенность тирольского пения наиболее ярко выражают йодли — песни альпийских пастухов, которые исполняют фальцетом. Поют часто и под аккомпанемент народных инструментов — цитры, цимбал, волынки, флейты и гитары. Популярны песни исторического содержания, особенно о войнах с турками и французами. Много профессиональных песен, например шахтёрских, где повествуется о тяжёлом труде горняков.

Одно из любимых развлечений австрийцев — танцы. Интересна и традиционная танцевальная культура Австрии. Из народных танцев особенно известен лендлер, который считается прототипом венского вальса, хотя в современном элегантном танце трудно узнать залихватские, даже почитавшиеся не совсем приличными пляски, которыми некогда развлекались посетители сельских трактиров. Формы вальса различаются по областям (штирийский, тирольский). Вальс стали танцевать в городах с конца XVIII в., его распространение связано с именами композиторов Иоганнов Штраусов, отца и сына, и Й. Ланнера. Вальс танцевали тогда на вечерах в кафе, на улицах и площадях городов.

С народным музыкальным творчеством тесно связано и профессиональное музыкальное искусство. В эпоху барокко на австрийскую музыку оказывали свое влияние чешские и венгерские образцы народной музыки. Престиж Вены, как культурного центра, начал расти в начале XVI века.
Представители венской школы XVIII — XIX вв. — В.Моцарт, И. Гайдн, К. Диттерсдорф включали в свои произведения, прежде всего в комические оперы, мотивы народных танцев и песен. Народные мелодии были использованы и Ф. Шубертом — родоначальником романтизма в австрийской музыке.
Симфоническая школа XVIII в. была создана В.Моцартом, И. Гайдном, а позднее её представляли А. Брукнер и Г. Малер. Произведения этих композиторов вошли в мировое музыкальное искусство. Народные танцевальные и песенные мотивы характерны и для лёгкой музыки. Австрийская оперетта и танцевальная музыка получили известность во всем мире. Именно благодаря их популярности столицу Австрии стали называть «весёлой Веной».

Австрийские города, особенно Вена и Зальцбург, до сих пор сохраняют славу музыкальных центров — здесь проходят различные международные конгрессы и фестивали. В Вене находится Международное общество современной музыки.

Английская народная музыка как часть английского фольклора формировалась под влиянием исторических событий разных эпох, культурных традиций и эстетических предпочтений жителей отдельных областей страны. Своими корнями английский фольклор уходит в мифологию народов, из которых сформировалась английская нация – англов, саксов, юты, а также кельтских и германских племен. Тесное соседство с Ирландией, Уэльсом, Шотландией не могло не отразиться на сходстве мотивов и родственности тематики и персонажей фольклора этих стран с английским народным творчеством.

Истоки английской музыки восходят к музыкальной культуре кельтских племён, населявших Британские острова с 4 века. Сохранились образцы древней устной народно-песенной традиции, носителями которой были барды - певцы, исполнители и создатели эпических и героических песен. В среде крестьян, ремесленников, моряков, воинов издавна бытовали разнообразные по жанрам песни: трудовые, связанные с земледельческими работами, охотничьи, рыбацкие, овеянные романтикой морские песни, а также песни лирические, любовные, шуточные, юмористические. К старинным жанрам английского музыкального фольклора относятся так называемые эпические и героические песни-баллады, создателями которых были барды — поэты-певцы. В далеком прошлом возникло профессиональное композиторское творчество и начались опыты музыкально-теоретических исследований.

К древнейшим жанрам относятся "кэролс" - унисонные религиозные хоровые гимны. Большую группу в английском фольклоре составляют "песни-баллады" эпического характера, воспевающие подвиги национыйльных героев, борьбу народа против феодального гнёта. В период крестьянского восстания, возглавлявшегося Уотом Тайлером (1381), возникли вольнолюбивые песни, звавшие народ к сопротивлению феодалам и королевским наёмникам. Многие лирические баллады посвящены народному герою, другу бедняков Робину Гуду.

В народе распространена инструментальная музыка, возникшая из пастушьих наигрышей, охотничьих сигналов, но главным её источником явились танцы и шествия. Среди популярных народных танцев - жига, контрданс, хорнпайп. Они сопровождались игрой на свирели (пайп), флейте (рекордер), примитивной скрипке, барабане (тейбор) и др.

С принятием в 6 веке христианства получает развитие церковная музыка. Сохранились барельефы с изображением ангелов и монахов, поющих и играющих на различных музыкальных инструментах (примитивных арфах, лирах, цитрах, свирелях). Церковный ритуал раннего средневековья, складывавшийся под влиянием католического Рима допускал лишь унисонное пение без регулярного метра. Одна из первых стран в Европе, Англия прославилась многоголосным пением. Об этом свидетельствуют дошедшие до нашего времени классические образцы народной полифонии.
Познакомить с историей создания увертюры идеей и главными образами произведения.
Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития.
Умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии.
Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Австрийская народная
музыка
Австрийский
йодль
Австрийский
лендлер
Кружевная туфелька
из Кимгау
Австрийская народная песня
"Хольц перед хижиной"
Австрийская народная
музыка
Английский музыкальный
фольклор
Английские народные песни
в обработке группы Steeleye Span
Ирландский танец
"Джига"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.И.Нужина, сл.Н.Козлова
"Верим в чудеса (Нужные мы люди)" (караоке)
Муз.И.Зубков, сл.К.Арсенев
"Школьная пора"
Муз.И.Зубков, сл.К.Арсенев
"Школьная пора"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.