Содержание урока. Тематические линии урока
Культура Австрии яркая и многогранная, как и сама страна. Богат и разнообразен по тематике фольклор австрийцев. В австрийской культуре переплелись традиции и современность, даже в крупных городах можно встретить горожан в национальных костюмах. Еще в прошлом Австрия славилась как один из центров музыки и драматического искусства.
Особенно славится Австрия своими песнями. Тирольские песни получили известность и за пределами страны. Их основная тема — любовь к родному краю, природе. Особенность тирольского пения наиболее ярко выражают йодли — песни альпийских пастухов, которые исполняют фальцетом. Поют часто и под аккомпанемент народных инструментов — цитры, цимбал, волынки, флейты и гитары. Популярны песни исторического содержания, особенно о войнах с турками и французами. Много профессиональных песен, например шахтёрских, где повествуется о тяжёлом труде горняков.
Одно из любимых развлечений австрийцев — танцы. Интересна и традиционная танцевальная культура Австрии. Из народных танцев особенно известен лендлер, который считается прототипом венского вальса, хотя в современном элегантном танце трудно узнать залихватские, даже почитавшиеся не совсем приличными пляски, которыми некогда развлекались посетители сельских трактиров. Формы вальса различаются по областям (штирийский, тирольский). Вальс стали танцевать в городах с конца XVIII в., его распространение связано с именами композиторов Иоганнов Штраусов, отца и сына, и Й. Ланнера. Вальс танцевали тогда на вечерах в кафе, на улицах и площадях городов.
С народным музыкальным творчеством тесно связано и профессиональное музыкальное искусство. В эпоху барокко на австрийскую музыку оказывали свое влияние чешские и венгерские образцы народной музыки. Престиж Вены, как культурного центра, начал расти в начале XVI века.
Представители венской школы XVIII — XIX вв. — В.Моцарт, И. Гайдн, К. Диттерсдорф включали в свои произведения, прежде всего в комические оперы, мотивы народных танцев и песен. Народные мелодии были использованы и Ф. Шубертом — родоначальником романтизма в австрийской музыке.
Симфоническая школа XVIII в. была создана В.Моцартом, И. Гайдном, а позднее её представляли А. Брукнер и Г. Малер. Произведения этих композиторов вошли в мировое музыкальное искусство. Народные танцевальные и песенные мотивы характерны и для лёгкой музыки. Австрийская оперетта и танцевальная музыка получили известность во всем мире. Именно благодаря их популярности столицу Австрии стали называть «весёлой Веной».
Австрийские города, особенно Вена и Зальцбург, до сих пор сохраняют славу музыкальных центров — здесь проходят различные международные конгрессы и фестивали. В Вене находится Международное общество современной музыки.
Английская народная музыка как часть английского фольклора формировалась под влиянием исторических событий разных эпох, культурных традиций и эстетических предпочтений жителей отдельных областей страны. Своими корнями английский фольклор уходит в мифологию народов, из которых сформировалась английская нация – англов, саксов, юты, а также кельтских и германских племен. Тесное соседство с Ирландией, Уэльсом, Шотландией не могло не отразиться на сходстве мотивов и родственности тематики и персонажей фольклора этих стран с английским народным творчеством.
Истоки английской музыки восходят к музыкальной культуре кельтских племён, населявших Британские острова с 4 века. Сохранились образцы древней устной народно-песенной традиции, носителями которой были барды - певцы, исполнители и создатели эпических и героических песен. В среде крестьян, ремесленников, моряков, воинов издавна бытовали разнообразные по жанрам песни: трудовые, связанные с земледельческими работами, охотничьи, рыбацкие, овеянные романтикой морские песни, а также песни лирические, любовные, шуточные, юмористические. К старинным жанрам английского музыкального фольклора относятся так называемые эпические и героические песни-баллады, создателями которых были барды — поэты-певцы. В далеком прошлом возникло профессиональное композиторское творчество и начались опыты музыкально-теоретических исследований.
К древнейшим жанрам относятся "кэролс" - унисонные религиозные хоровые гимны. Большую группу в английском фольклоре составляют "песни-баллады" эпического характера, воспевающие подвиги национыйльных героев, борьбу народа против феодального гнёта. В период крестьянского восстания, возглавлявшегося Уотом Тайлером (1381), возникли вольнолюбивые песни, звавшие народ к сопротивлению феодалам и королевским наёмникам. Многие лирические баллады посвящены народному герою, другу бедняков Робину Гуду.
В народе распространена инструментальная музыка, возникшая из пастушьих наигрышей, охотничьих сигналов, но главным её источником явились танцы и шествия. Среди популярных народных танцев - жига, контрданс, хорнпайп. Они сопровождались игрой на свирели (пайп), флейте (рекордер), примитивной скрипке, барабане (тейбор) и др.
С принятием в 6 веке христианства получает развитие церковная музыка. Сохранились барельефы с изображением ангелов и монахов, поющих и играющих на различных музыкальных инструментах (примитивных арфах, лирах, цитрах, свирелях). Церковный ритуал раннего средневековья, складывавшийся под влиянием католического Рима допускал лишь унисонное пение без регулярного метра. Одна из первых стран в Европе, Англия прославилась многоголосным пением. Об этом свидетельствуют дошедшие до нашего времени классические образцы народной полифонии.