Содержание урока. Тематические линии урока
Восточные мотивы обогатили русскую музыку, добавив в неё новые звуковые краски, ритмы и мелодические линии, что способствовало развитию уникального музыкального языка, который сочетает в себе элементы различных культур и традиций.
“Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям.
В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток. М. Глинка впервые в русской музыке раскрыл образное богатство восточной мелодики, оригинальность восточного танца. Глинка много путешествовал, и эти поездки не только нашли отражение в его творчестве как своеобразные путевые заметки, но и повлияли на его музыкальный язык, а через него и на всю последующую русскую музыку. Результатом поездки композитора на Кавказ в 1823 году стало сохранившееся на всю жизнь увлечение восточными мотивами, которые звучали в нескольких его романсах с восточным колоритом "Восточный романс" на текст "Гречанкии","Не пой, красавица, при мне" на стихи А, Пушкина") впоследствии в восточных фрагментах "Руслана и Людмилы". Персидский хор из этой оперы был написан Глинкой на основе азербайджанской народной песни "Галанын дибиндэ". М. И. Глинка — «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». В основе хора — восточная персидская народная мелодия.
А. П. Бородин в опере «Князь Игорь» посвятил Востоку целые картины «Половецкие пляски» где представляет Восток в образе завоевателей-половцев.
«В степях Средней Азии» — симфоническая поэма Александра Бородина, написанная в 1880 году и посвящённая Ференцу Листу. «В степях Средней Азии» — симфоническая сюита Александра Бородина. Композитор создал её, вдохновлённый путешествиями по Центральной Азии, чтобы передать в музыке суть ландшафтов, культуры и музыкальных традиций региона. Начинается с нежного и загадочного вступления, которое соответствует обширным и загадочным среднеазиатским пейзажам. По мере развития музыки Бородин включает множество мелодических тем, которые напоминают о ярких и разнообразных культурах региона. Достигает мощного крещендо, которое символизирует энергичный дух и динамичную природу Центральной Азии